«Глотатель пустот и читатель газет»
«Сегодняшний наш гость – совершенно удивительный человек, историк и журналист, гран-призер конкурса «Золотое перо» Лев Лурье, – представила нового героя проекта «Культурная столица» председатель Союза журналистов СПб и ЛО Людмила Фомичева. – Человек, который закончил математическую школу, учился на экономическом факультете и мог стать видным экономистом, а стал основателем академической гимназии, Дома культуры Льва Лурье, вел программы на «Пятом канале», на «Эхо Москвы», пишет в «Деловой Петербург». И сегодня мы хотим узнать, как человек с математическим и историческим образованием стал журналистом».
От истории к экономике
К вопросу Лев Лурье подошел обстоятельно, начав рассказ с детских лет, признавшись, что «я себе и представить не мог, что стану журналистом…». Для мальчика, рожденного в семье известных историков, казалось, что тропа уже проложена и определена.
«Журналистика меня сейчас не кормит, но очень нравится, как самоопределение. «Вы кто, Лев Яковлевич?» – «Я журналист». Это приятно».
– Я вырос в Ленинграде в интеллигентной семье. Папа у меня был знаменитый специалист по Древней Руси, дед – тоже историк, профессор Ленинградского университета. В доме была огромная библиотека исторических книг, и я с детства много читал, прежде всего, про русскую историю, которой занимался отец. А мама создала первое инфарктное отделение в СССР в Покровской больнице, оно существует и сейчас. Нормальная хорошая советская трудовая семья. Родители не оставили мне ни дачи, ни машины, это не была семья буржуазная. И в школу я пошел совершенно нормальную, пролетарскую. Я был в классе единственным мальчиком, который жил в отдельной квартире, все остальные обитали в коммунальных. Но я такой же озорник и довольно противный для учителей выскочка.
«Пролетарскую» школу закрыли, и в 9 классе Лев Лурье оказался учеником знаменитой на весь Ленинград 30-й математической школы.
– Там я встретил гениального учителя. Иосиф Яковлевич Веребейчик – великий человек, ветеран войны, крупный математик. У него был темперамент Жана Габена. За весь урок он произносил слов пять, но это были страшные слова. Мы боялись его. Мы обожали его. Тот пресс, который я ощутил, так как у меня не было больших способностей к математике, был колоссальным. Я никогда не учился так много, как в 30-й школе.
В десятом классе родители начали интересоваться, куда планирует поступать сын. Сын планировал на истфак. Но вступить на проторенную тропу его отговорил отец, посоветовав не делать этого «ни в коем случае».
– Отец сказал: «Пойдешь на русскую историю, и тебе придется всю жизнь лгать, цитировать Ленина и меняться вместе с линией партии, это сделает тебя глубоко несчастным и раздвоенным». На новую или классическую историю нужно было знать свободно два иностранных языка, к филологии я не имел никакого вкуса, и мне пришла идея поступить на экономический факультет.
Социализм с человеческим лицом
И быть бы Льву Лурье экономистом, если бы не литературные пристрастия и политические реалии. Еще в школе он вступил в литературный кружок «Дерзание» при Ленинградском дворце пионеров.
– Мы в прошлом году сделали такой праздник «День Довлатова. 1967 год». Это был как раз год, когда я выпускался из школы. Всюду звучала песня «Королева красоты», и еще никакого ощущения застоя не было. Это время реформ Косыгина, казалось, что социализм с человеческим лицом – он может воплотиться. Но потом случился ввод войск с Чехословакию, он перепахал меня всего.
Вместе с друзьями из литературного кружка «Дерзание» студент последнего курса экономического факультета ЛГУ Лев Лурье к столетию со дня рождения Ленина написал листовку, в которой говорилось, что учение Ленина искажается.
– Я потерял черновик этой листовки. В результате мощной операции комитета по госбезопасности я был вычислен, меня выгнали из университета и из комсомола. Наш клуб «Признание» разогнали, а его многолетний директор покончил жизнь самоубийством. Так что все это имело трагичные последствия… Я должен был идти в армию, долго и комически косил, закосил. Работал худшим фрезеровщиком Советского Союза на заводе «Полиграфмаш». И у меня об этом довольно теплые воспоминания. Я не был диссидентом, но так получилось.
После «Полиграфмаша» недоучившийся экономист все же поработал по специальности в строительной организации, а после поступил на курсы экскурсоводов и долгое время работал экскурсоводом, а затем научным сотрудником Петропавловской крепости.
– В 80-е годы я совершил крупную ошибку, как я считаю: уехал в Америку. Заработал деньги, вернулся и по ходу дела организовал здесь школу в 1989 году. Школа никогда не приносила, не приносит и не будет приносить денег. Это отдельный сюжет о том, как сделать, чтобы хорошие учителя все же шли в школу. Кстати, я не могу сказать, что у нас нет хороших школ. Школ 10-15 в городе есть не хуже, чем во времена 30-й тогдашней.
Но надо было работать и зарабатывать. И вот тут судьба привела Льва Лурье в журналистику. В ту бурную журналистику 90-х годов, в которой Лев Лурье смог найти себе место. Так как в советской журналистике он себя реализовать точно не смог бы.
«Наша нынешняя вертикаль власти – это пародия на существовавшую тогда систему. Она и сейчас вертикаль, но гораздо более гибкая и подвижная».
– Понятно, что я, как говорила Марина Ивановна Цветаева, всегда был «глотатель пустот и читатель газет». Но советские газеты представляли из себя нечто очень специальное. Тогда было так: партия что-то решает, например, что злейший враг советского народа венгры. «Правда» пишет колонку-передовицу: «Венгерские империалисты – злейшие враги советского народа». «Комсомолка» пишет о том, как шесть венгерских студентов отравили нашу студентку. «Пионерская правда» пишет, как много отвратительных венгров было в составе войск Стефана Батория. И так все это доходит по вертикали до газеты завода «Полиграфмаш», так что в ней остается совсем мало места, чтобы хотя бы описать качество харчо в заводской столовой. Меня всегда удивляло, как Довлатов, трагедия которого была в том, что он не мог фальшивить в прозе, в журналистике при этом фальшивил просто виртуозно. Я, как и все, читал газеты с последней полосы, где нам рассказывали, что «Зенит» выиграл 7:0. И самой популярной, конечно, была газета «Советский спорт». Поэтому тогда и самой идеи журналистики у меня не было.
Обаяние большой газеты
Как журналист Лев Лурье дебютировал в журнале «Пчела», который в 1996 году начала издавать общественная организация «Русско-Немецкий обмен». Потом был «Пульс», одно из первых рекламных изданий города, выходившее на русском и английском языках. Затем журналиста Льва Лурье пригласили в «Коммерсант».
– У меня были очень выгодные условия: писать четыре колонки в месяц и получать 1000 долларов. Это и сейчас было бы хорошее предложение. А тогда... Мне было неловко, и поэтому я все время просил, чтобы мне дали еще заданий. И таким образом я вошел в жизнь этого коллектива. В большой газете есть то же самое обаяние, какое есть в четвертом цеху завода «Полиграфмаш». Утро, люди получают задания, приезжают, уезжают. Обработка материала, переписывание многократное. И ты знаешь, что завтра напечатают. Не то, что книжку пишешь, и неизвестно еще когда выйдет. Тут результат налицо. И тогда был замечательный состав в «Коммерсанте». Я очень дружил с ныне покойным Сережей Семеновым. Мы придумали проект «Окрестности». Окрестности – это не Павловск или Петергоф, это Лодейное поле, Кириши или дальше. Нечто находящееся рядом. Две полосы в газете. При помощи нашей могучей техники, «Жигули», мы выезжали туда, редко на 2 дня, чаще на один. Уже как историк скажу, я горд тем, что, когда будут писать историю 90-х годов Ленинградской области, смогут на наши тексты опереться. Мы старались всегда понять, в чем там дело.
«Журналист, с моей точки зрения, – это, скорее, тот, кто мне рассказывает целиком и очень интересно про процессы, про силу взаимосвязи. Всегда получается, что жизнь сложнее всяких схем, что она не сводима к простому нравоучению».
Потом наступила новая пора. Льва Лурье пригласили на «Пятый канал». Небольшой телевизионный опыт к тому моменту уже был. И первым телевизионным проектом на «Пятерке» стала 50-серийная программа, посвященная предыдущему юбилею революции.
– Меня привлек к работе Кирилл Набутов, мы делали замечательный проект, 50 серий с 1903 по 1917 годы. В каждой серии в начале указывалось, где находится крейсер «Аврора».
После у Льва Лурье появилась собственная программа «Культурный слой». Именно за нее в 2009 году он получил Гран-при на конкурсе «Золотое перо». Сейчас Лев Лурье сотрудничает с газетой «Деловой Петербург», признаваясь, что не столько ради дохода, сколько потому, что «просто нравится».
– У меня было ощущение, что сейчас наступает застой. Так как я вырос из застоя, я понимаю его отвратительные и ужасные качества. Застой тебя не бросает в тюрьму, тебя не расстреляют, ты не умрешь от голода, публичная библиотека открыта, зал в филармонии наполнен. Ничего кошмарного нет. Но если ты хочешь построить хороший дом… Вся система сделана для того, чтобы притушить яркость. Но что дает застой? Горизонт планирования. Если ты знаешь, что всегда будет так же плохо, и не надо биться, тогда спокойно садишься и пишешь сценарий 84-серийного фильма или семейную сагу с XV по XXI век. Проза обычно рождается в такой период. Но мне кажется, что сейчас застой не получается, не знаю почему. Те жанры, которые демонстрируют Навальный и Дудь, уход телевизора от понятных форматов в другие – абсолютно многообещающий.
«Мы скоро увидим совершенно новую журналистику, и, конечно, я постараюсь к ней приспособиться».
ПЕРЕЙТИ К ФОТОАЛЬБОМУ
СМОТРЕТЬ ЗАПИСЬ ПРЯМОЙ ТРАНСЛЯЦИИ
О следующей встрече проекта «Культурная столица» мы сообщим на нашем сайте и в группах ВКонтакте и Фейсбуке. Следите за нашими анонсами.
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей… Проект «Культурная столица» представит зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.
Материалы о предыдущих встречах проекта:
Не надо делать сенсаций из фальсификаций (встреча с Сергеем Мироненко)
«Мы попали в промежуток» (встреча с Олегом Басилашвили)
«Наступает определенное время, когда уже не надо играть» (встреча с Регимантасом Адомайтисом)
Мозгу нужно давать тяжелую работу (встреча с Татьяной Черниговской)
«Мы очень любим то, что мы делаем» (встреча с Еленой Кальницкой и Глебом Фильштинским)
«Голощекин, опять хулиганишь!» (встреча с Давидом Голощекиным)
Философия крошки Цахеса (встреча с Эдуардом Кочергиным)
«В России юбилеи – это локомотив прогресса» (встреча с Владимиром Рецептером)