Больше, чем просто радио
Сокращенная версия раздела "Общие показатели и тенденции развития радиовещания в Российской Федерации в 2018" году отраслевого доклада Роспечати "Радиовещание в России в 2018 году".
В 2018 г. радио остается востребованным средством массовой информации как в России, так и в Европе и стремительно расширяет границы, присущие привычному радио, становится «больше, чем просто радио». Кроме традиционного FM вещания активно развивается вещание в мобильных приложениях, на сайтах радиостанций, в социальных сетях, в мессенджерах.
Происходит изменение способов прослушивания радио населением России. Если в 2015 году размер ежемесячной аудитории эфирного радиовещания составлял 98% населения российских городов (100 тыс. и более, в возрасте 12 лет и старше), то аудитория в 2018 г. была 96%, т.е. уменьшилась на 2% за 4 года. Размер ежемесячной аудитории онлайн вещания в 2015 году составлял 26%, демонстрируя каждый последующий год ежегодный прирост аудитории онлайн вещания на 1%. В 2018 году уже 30% слушателей использовали для прослушивания радио разные устройства в режиме онлайн.
Достаточно активно происходит прослушивание радио в мобильных приложениях, которые предоставляют слушателям некоторые дополнительные возможности: множественность потоков, интерактивность, голосовые команды во время прослушивания и др. Прослушивание радиостанций происходит и в социальных сетях, YouTube и через «Умные» колонки.
Видеоконтент радиостанций на Youtube ежемесячно смотрят в среднем 77% населения или 41 млн. человек. Это просмотр записей эфира радиостанций, Live-концерты в студии, прямые трансляции и интервью. По количеству подписчиков в Youtube лидируют: Авторадио (1 024 049 подписчиков), Love Radio Official (316 060), Эхо Москвы (307 525), 25 Радио ENERGY (183 698), Radio Record (132 856) и Европа Плюс (131 135).
В целом можно сказать, что с одной стороны, стремительно расширяются технические возможности для прослушивания радио на разных платформах, которые достаточно активно осваиваются населением. А с другой – такая ситуация требует от участников радио рынка дополнительных усилий для удержания своей аудитории, поиска новых способов использования имеющихся технических возможностей для продвижения своего качественного профессионального контента.
По данным Роскомнадзора, по состоянию на конец 2018 года было зарегистрировано 72065 средств массовой информации. В реестре лицензий всего на телерадиовещание зарегистрировано 6815 лицензий, из которых 3192 зарегистрированных лицензий на осуществление радиовещания.
По сравнению с 2017 годом в 2018 году общее количество лицензий на право радиовещания уменьшилось на 213. Но количество лицензий на право радиовещания в целом больше на 322, чем количество лицензий на право телевещания (2870 лицензий).
Анализ тематической направленности выставляемых ФКК на конкурс частот за период с 2011 по 2018 год демонстрирует явное преобладание концепций свободной направленности. Они составляли 64 % от общего количества выставленных на конкурс частот с тематическими направленностями в 2011 г., 57% - в 2012 г. В 2013 и 2014 гг. выставленные на конкуры частоты с концепцией свободной направленности составили 98%. В 2015 году - 99%, и только одна частота была выставлена на конкурс с тематической направленностью «Литература». В 2016 году 63% составили выставленные на конкурсы частоты с концепцией свободной направленности, 37% составили частоты, выставленные единым пулом в 60 городах на конкурс с тематической направленностью «Литература». Также, как в 2017 году, в 2018 году все 87 частот, выставленные ФКК на конкурс, были с тематической направленностью «Свободная».
Всего в 2018 году на конкурс было выставлено 87 частот. В 73 случаях победитель конкурса был определен. В 14 случаях конкурс был признан несостоявшимся; в 8-ми случаях - в связи с отсутствием заявок, а в 4-х – по причине отказа от участия единственного заявителя, и в 2 -х- в связи с тем, что единственный участник не был признан победителем.
Победителями конкурсов в 2018 году было получено право осуществлять вещание в 48 городах Российской Федерации (для сравнения в 2017 году – в 39). По итогам проведенных в 2018 году конкурсов в 37 из 48 городов появится по 2 новых радиостанции, а в 7 – по одной.
Лидером по числу выигранных на конкурсах частот в 2018 году стало ООО «Компания Новое радио»: 5 частот со «свободной» концепцией вещания. Право осуществлять наземное эфирное вещание на 4-х частотах получили ООО «Лав Радио сеть» и ООО «Наше радио». 3 частоты выиграло ООО «Радиосеть» и АНО Радиоканал «Вера, надежда, любовь». Остальные 11 соискателей - по 2. Таким образом, холдинг «Новое радио» продолжает интенсивно наращивать сеть регионального вещания.
Всего 16 радиокомпаний (в 2017 году было 7) получили право осуществлять наземное эфирное вещание более, чем на одной частоте.
Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4
Сокращенная версия первого раздела отраслевого доклада Роспечати "Радиовещание в России в 2018 году". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.