В 2018 году наибольшую долю аудитории в Санкт-Петербурге имели "Дорожное Радио", "Радио России" и "Европа плюс"
Сокращенная версия раздела "Основные показатели аудиторий радиостанций России в 2018 году" отраслевого доклада Роспечати "Радиовещание в России в 2018 году".
По данным компании «Mediascope», общие показатели радиослушания в Москве, Санкт-Петербурге и в городах зоны измерения в возрасте от 12 лет и старше в целом в 2018 году выглядели следующим образом*
В 2018 году в среднем в четвертьчасовом интервале в Москве слушали радио 11,0%35, в Санкт-Петербурге - 11,2%, в городах зоны измерения - 11,4%. Хотя бы раз в сутки в Москве радио слушали 60,0%, в Санкт-Петербурге - 62,7%, в городах зоны измерения - 61,8%. При этом, в среднем за сутки те, кто обращался к радио, слушали его в Москве 265 минут, в Санкт-Петербурге - 258 минут, в городах зоны измерения - 265 минут.
Распределение общей аудитории радио по местам слушания
Распределение общей аудитории радио в течение суток
Демографическая структура общей аудитории радио
В Санкт-Петербурге в структуре аудитории по полу наблюдается паритет (50,0% мужчин и 50,0% женщин). По возрастному распределению в общей структуре аудитории более высока доля пожилых людей (23,1%). Слушателей с высшим образованием в структуре общей радиоаудитории в Санкт-Петербурге насчитывалось 62,9%, со средним - 33,6%.
Показатели аудитории ведущих радиостанций в Санкт-Петербурге
Согласно данным компании «Mediascope», в Санкт-Петербурге в 2018 году наибольшую долю аудитории (AQH Share) имели «Дорожное Радио» (8,4%), «Радио России» (7,2%) и «Европа плюс» (7,1%).
Наибольшая величина средненедельного охвата аудитории (Weekly Reach) станций, измерявшихся в Санкт-Петербурге в 2018 году, зафиксирована у «Дорожного Радио» (42,2%). Вторую позицию занимает «Европа плюс» (32,0%), а третье и четвертое места поделили между собой «Ретро FM» и «Авторадио» (26,2% у каждого).
Лидером по среднесуточному времени прослушивания санкт-петербургских радиостанций в 2018 году среди тех, кто слушал эти станции, стало «Радио России» (146 мин.). На втором месте - «Эхо Москвы / Эхо Петербурга» (116 мин.), на третьем - «Наше Радио» (98 мин.).
Полный набор стандартных параметров аудитории радиостанций, вещавших в Санкт-Петербурге в 2018 году, представлен в нижеследующей таблице. Данные ранжированы в том порядке, в каком их представляет компания «Mediascope».
На нижеследующем рисунке отражены изменения средненедельного охвата аудитории (Weekly Reach, %) радиостанций в Санкт-Петербурге в 2018 году по сравнению с 2017 годом (возраст 12+). Здесь приведены цифры для радиостанций, измерявшихся в городе непрерывно в течение 2017-2018 гг.
Ключевая тенденция состоит в том, что практически все петербургские радиостанции потеряли часть своей аудитории, накопленной в среднем в течение недели. Исключение составляет «Питер FM», у которого наблюдается рост данного показателя на 0,3% (с19,5% до 19,8%). И всего лишь одна станция – «Новое Радио» - сохранила прошлогоднее значение (7,1%). Наибольшее снижение Weekly Reach обнаружено у «Дорожного Радио» - на 1,7% (с 43,9% до 42,2%), у «Радио Рекорд» - на 1,5% (с 17,5% до 16,0%) и «Радио Зенит» - на 1,3% (с 12,8% до 11,5%).
Государственное радиовещание
В 2018 году государственное радиовещание в зоне измерения компании «Mediascope» представлено пятью радиостанциями. Это: «Вести FM», «Маяк», «Радио Звезда», «Радио Мир» и «Радио России». В 2018 году в целом по России совокупная доля их аудитории в зоне измерения аудитории компании «Mediascope» составила всего лишь 14,5% (см. рисунок 81) против 74,5% у коммерческих станций (остальные станции - локальные, их статус не определялся). Для сравнения: в 2017 году аналогичный показатель составлял 13,8%. За год государственные станции в масштабах страны повысили совокупную долю аудитории на 0,7%. Совокупный недельный охват аудитории государственных станций в 2018 году составил 35,0%, что на 0,6% выше, чем в 2017 году. Для сравнения: общий недельный охват по всем идентифицированным коммерческим радиостанциям составил 82,4%.
Слушание радио через интернет на смартфоне
Аудитория радио онлайн стала чаще использовать смартфон для прослушивания радио в разных городах по сравнению с 2015 годом. Рост наблюдается во всех представленных городах: в Казани 47% (почти половина) аудитории онлайн слушают радио на смартфоне (Санкт-Петербург по этому параметру делит второе место с Москвой - 45% - прим.ред.)
Жанровая структура радиостанций в 2018 году
В соответствии с данными компании Mediascope, 60% эфирного вещания радиостанций в Москве в 2018 году составляла «музыка». Второе место по объему вещания занимали «музыкально - развлекательные программы» -12 %. 6% в структуре вещания составляли «социальные и социально-политические передачи». Доля «познавательных и информационно-развлекательных программ» составляла 5%, категория «Другое» -17%.
Структура потребления радиослушателями предлагаемого жанрового контента отличается в целом. В 2018 году 47% радиоаудитории слушала музыку; 19% - «музыкально - развлекательные программы»; «социальные и социально-политические передачи» - 11%; «познавательные и информационно-информационные программы» - 6%. 17 % аудитории отдавала свои предпочтения прослушиванию программ других жанров.
* AQH расшифровывается как Average Quarter Hour, т.е. дословно - "среднее за четверть часа". Это средняя аудитория 15-минутного интервала, выражаемая в тыс. чел. либо в % от генеральной совокупности.
AQH Share - отношение величины AQH станции к величине AQH всех радиостанций вместе взятых, выраженное в %, в одном и том же интервале времени. Показатель AQH Share для радиостанции по смыслу сопоставим с долей аудитории телеканала, и потому его часто называют "доля аудитории радиостанции".
Daily Reach (среднесуточный охват аудитории) - количество людей, слушавших радио хотя бы раз в сутки не менее 5 минут в среднем за период измерения.
TSL расшифровывается как Time Spent Listening, т.е. дословно "время, потраченное на прослушивание".
Weekly Reach (средненедельный охват аудитории) - количество людей, слушавших радио хотя бы раз в неделю не менее 5 минут в среднем за период измерения.
Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4
Сокращенная версия четвертого раздела отраслевого доклада Роспечати "Радиовещание в России в 2018 году". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.