Новых игроков в Топ-5 радиостанций в 2018 году не появилось
Сокращенная версия раздела "Особенности развития радиовещания России на общенациональном и региональном уровнях" отраслевого доклада Роспечати "Радиовещание в России в 2018 году".
В 2018 году в России к 29 национальным сетевым станциям, измеряемым Mediascope на протяжении отчетного периода, добавилось радио Монте-Карло. Таким образом, сетевое вещание в регионах осуществляется 30 вещателями.
В 2018 году у 21 из 46 радиостанций увеличилось количество точек вещания на территории России.
Топовые позиции по сравнению с 2017 годом по-прежнему занимают 8 радиостанций - Европа Плюс, Русское Радио, Energy, Авторадио, Дорожное Радио, Ретро, Шансон и Радио России. Новых игроков в Топ-5 радиостанций в 2018 году не появилось.
В 2018 году собственный программный продукт производили в том или ином объеме 719 радиостанций. Число радиостанций с собственным программированием за минувший год во всех федеральных округах страны уменьшилось на 24 и составляет на данный момент 433 (включая Москву и Санкт-Петербург).
Сетевое развитие локальных региональных станций. В 2018 году по-прежнему представлены три основных типа сетей региональных радиостанций, не имеющих «флагманской» станции в Москве или Санкт-Петербурге:
А) Крупные региональные радиостанции, расширяющие зону вещания в своем регионе
Б) Региональные радиостанции, расширяющие зону вещания по всей территории РФ
В) Радиостанции, не имеющие вещания в FM-диапазоне своего региона и развивающие свое присутствие в FM диапазоне других регионов.
Наиболее ярким примером такой модели развития являются санкт-петербургское «Радио Ваня» с 97-ю точками FM-вещания по России (+21 за год) и московское «Радио Мир», вещающее в 57 городах РФ (+3). Обе станции регулярно участвуют в конкурсах на право осуществлять наземное эфирное вещание, однако они не представлены в FM-диапазоне своих городов.
Спутниковое вещание московских и региональных радиостанций. «Триколор ТВ» первым из российских вещателей предложил своим абонентам спутниковый радиопакет, в который входит теперь 48 радиостанций. В 2018 год в пакете появились радиостанции – «Русский Хит» и «Воскресенье».
Российское радиовещание за рубежом. Представительство российского радиовещания за рубежом существенно изменилось. Уменьшилось представительство российских радиостанций в странах ближнего зарубежья. Оно сохранилось в Казахстане, Белоруссии, Молдавии, Приднестровье, Киргизии, Таджикистане, Латвии, Литве, Эстонии и Армении.
Русскоязычное радио за рубежом. Русскоязычное радио достаточно широко представлено в мире. По состоянию на октябрь 2018 года, было зафиксировано 448 русскоязычных радиостанций в 57 странах мира: в Европе 245 и Азии 152.
По сравнению с 2010 годом в 2018 году наблюдалось существенное увеличение количества русскоязычных эфирных радиостанций за рубежом: от 175 до 448 (более чем 2,5 раз), как в ближнем, так и дальнем зарубежье. Стран, где вещают эфирные русскоязычные радиостанции, обнаружено на 7 больше: на 6 - в Азии и на 1 - в Африке. Например, такие станции появились в ОАЭ, на Мадагаскаре, в Таиланде. С 2010 по 2018 год в целом в три раза возросло количество государственных русскоязычных радиостанций (с 45 до 138), в основном, за счет европейских и азиатских стран.
Среди зарубежных русскоязычных эфирных станций 330 (почти три четверти) вещают на территории бывшего СССР. Наибольшее число русскоязычных радиостанций зафиксировано в Казахстане (59), в Белоруссии (48) и на Украине (28). Не обнаружено ни одной русскоязычной радиостанции на территории Туркменистана.
Интернет-сайты региональных радиостанций. Значительная часть региональных радиостанций являются частью федеральных холдингов и имеют возможность не поддерживать свой собственный сайт, а пользоваться наличием страниц на едином ресурсе с гео-разделением: единая страница, при заходе на которую в большинстве случаев определяется положение пользователя и показывается именно региональная страница.
Некоторые радиостанции настолько невнимательны к собственным веб-сайтам, что даже на страницах в социальных сетях указывают некорректный адрес. У ряда радиостанций их веб-сайты «заняты» совсем другим контентом. Часть веб-сайтов не работают или недоступны для пользователей.
Региональные радиостанции стали еще меньше уделять внимание своим веб-сайтам, сконцентрировавшись на альтернативных способах продвижения в социальных сетях и мессенджерах.
ВКонтакте. Сеть ВКонтакте традиционно отражает срез наиболее активной и молодой аудитории и дает возможность наблюдать за изменениями в области медиапроизводства и медиапотребления. Собранные о региональных радиостанциях данные показывают, что лидерством в пространстве социальных медиа в крупных городах обычно является либо одна большая местная станция, либо интернет-радиостанция.
Радиостанции уходят от политики закрытости своих групп и делают их более открытыми: не скрывают статистику по количеству подписчиков (по сравнению с прошлыми годами, когда у многих групп она была закрыта), размещают больше личной информации о ведущих и внутренней кухне радиостанций. Такой подход положительно сказывается на популярности сообществ среди подписчиков радиостанций.
Одноклассники ОК. Динамика роста подписчиков в 2018-2019 году для страниц радиостанций в OK.ru отличалась неравномерностью. Наиболее динамичный рост отмечался у радиостанции «Юмор FM», которая стала лидером по количественному росту - более 13 тысяч ежемесячно становились подписчиками страницы.
Instagram - социальная сеть, в которой личностный бренд имеет более выраженный приоритет в предпочтениях у аудитории сети по сравнению с брендом радиостанции. Данная специфика связана не с радиостанциями, а с особенностью социальной сети. В связи с этим конкурентная среда в Instagram для радиостанций наиболее сложная и непривычная. Однако при правильно выбранной стратегии работа с самой молодой (по возрасту пользователей) социальной сетью приносит плоды.
Твиттер. Формат Twitter изначально подразумевал очень короткий формат сообщения и минимальный контакт с аудиторией. В связи с этим данная социальная сеть накладывала определенные ограничения на продвижение бренда радиостанции среди аудитории. Для решения данной проблемы радиостанция «Коммерсантъ FM» решила использовать нестандартный подход и одновременно завела два аккаунта: официальный и неофициальный. Второй аккаунт, условно неофициальный, вели журналисты радиостанции, но при этом освещали события дня, используя личные предпочтения и комментарии. Надо отметить что неофициальный аккаунт долгое время был более популярен и востребован среди аудитории Twitter. Перелом наступил после изменения в самой социальной сети, когда для всех страниц появилась возможность писать более длинные и развернутые посты и использовать мультимедиа.
Подкастинг в первую очередь нацелен на «удовлетворение вкусов определенной целевой аудитории». Он перешёл в категорию новых способов публикации медиапотоков (в основном, звуковых и видеофрагментов) в Интернете.
Для анализа подкастов изучались сведения на сайтах самих радиостанций, в группах в социальной сети «ВКонтакте» и мобильных приложениях, а также на специализированных подкаст-платформах Castbox и Podfm. С одной стороны, эти источники наиболее адаптированы для контента подобного формата, а с другой, сами пользователи при необходимости доступа к подкастам зачастую обращаются к перечисленным ресурсам. В итоге после окончательного сопоставления данных выяснилось, что из всех выделенных для анализа станций в марте 2019 года формат подкастинга поддерживает 21 радиостанция.
Из 21-й выпускающей подкасты радиостанции у 19 распространение происходит через сайты. Всего лишь у 10 станций подкасты доступны в мобильных приложениях, 16 станций загружают подкасты в собственные группы в социальной сети «ВКонтакте» в том или ином виде. У 17 радиостанций подкасты можно найти на платформе Castbox, у 8 – на Podfm. Такая статистика говорит о том, что на сегодняшний день радиостанции больше предпочитают предоставлять подкасты именно через собственные сайты.
Наиболее распространённой тематикой для создания подкастов среди выделенных радиостанций оказались: «авторское шоу», «выпуски о культуре, отдыхе и еде» - по 12 подкастов.
Абсолютным лидером по числу выпускаемых рубрик подкастов является «Эхо Москвы» - 67 программ. Второй по числу рубрик подкастов среди исследуемых радиостанций оказалась «Комсомольская правда» (50 рубрик подкастов). В этих случаях сказывается разговорный формат вещания, так как большинство эфирного контента этих радиостанций автоматически загружается в качестве подкастов.
Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4
Сокращенная версиявторого раздела отраслевого доклада Роспечати "Радиовещание в России в 2018 году". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.