Число действующих печатных СМИ в России с каждым годом уменьшается
Традиционно летом SPbSj.ru публикует в сокращении главы отраслевых докладов Роспечати за год, делая акцент на наиболее важных и интересных фактах и цифрах, а также вошедшей в доклады информации о наших регионах - Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Начинаем, также традиционно, с доклада "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы" за 2019 год, первая глава которой посвящена общим тенденциям развития рынков прессы в России и за рубежом.
Эксперты WAN-IFRA отмечают, что главной проблемой глобального рынка печатных СМИ в 2019 году было падение доходов от реализации отпечатанных тиражей и рекламы в них.
Основная причина – нежелание (неумение) участников этого рынка должным образом заниматься инновациями и новыми технологиями с прицелом на достижение лучших аудиторных и финансовых результатов, т.е. монетизацией контента и платформ.
Рекомендация - выстраивать работу редакций печатных СМИ таким образом, чтобы иметь возможность взаимодействовать с аудиторией, используя множество платформ, а не только печатную версию. Только так можно добиться сокращения расходов и монетизации объединенных возможностей разных форматов медийного бизнеса.
Заметным явлением на рынке печатных СМИ в России и мире в последнее время стало то, что наиболее успешные в плане модернизации деятельности периодические печатные издания в последнее время обретают второе дыхание. Их редакции улучшают контент, расширяют способы его доставки аудитории, совершенствуют стиль, форматы, дизайн и подходы к ведению бизнеса. В итоге совокупная аудитория таких изданий если и сокращается, то незначительно, а их рекламные доходы, подписка и розничные продажи остаются на прежнем уровне. Но, несмотря на зримые позитивные изменения, разговоры о скорой кончине печатной периодики при этом не только не стихают, а с началом кризиса 2020 года даже усилились.
Нельзя не заметить, что большинство пассажиров в общественном транспорте массово используют гаджеты и намного реже читают "бумажные" книги, а тем более – платные газеты. Специалисты уже назвали это явление непреодолимого пристрастия к электронным устройствам "синдромом постоянного нахождения онлайн", к которому тесно примыкает другое современное проявление зависимости – номофобия. Термин, являющийся аббревиатурой слов "фобия – без мобильного телефона" (no-mobile-phone phobia), означает страх остаться без мобильного телефона (потерять) или оказаться вдалеке от него, попасть в зону слабого покрытия сотовой сети, остаться без средств на счете телефона или с низким зарядом батареи и т.д.
Основные отличия современного рынка печатных СМИ от рынка десятилетней давности.
-
Кардинальные изменения в потреблении медиа – печатным носителям информации аудитория все чаще предпочитает цифровые. Соответственно, изменилась модель дистрибуции контента.
-
Трансформация каналов дистрибуции контента и развитие широкого спектра цифровых медиа серьезно изменили позиционирование игроков в издательском бизнесе. Традиционные издательские дома эволюционировали в медиахолдинги, являющиеся своего рода фабриками контента, производимого и адаптированного для различных медийных носителей, как бумажных, так и цифровых, активно стали производить аудио- и видеоконтент. Потребление медиаконтента через интернет тоже изменилось, помимо сайтов изданий, большую роль стали играть сайты-агрегаторы, социальные сети, мессенджеры и сервисы видеохостинга. Теперь контент большинства печатных СМИ в интернете поступает к потребителю именно через эти каналы, а не через прямые обращения читателей к официальным сайтам изданий.
-
Развитие цифровых медиа вызвало бурный рост источников контента – помимо традиционных СМИ появилась огромная армия блогеров, предложившая свой контент потребителям. Фактор качественного контента стал важнейшим условием выживания и успешности традиционных печатных СМИ в цифровую эпоху. Укомплектованные штатом высококвалифицированных редакторов и журналистов, медиахолдинги постоянно работают над подготовкой контента высокого качества, обеспечивающего высокий аудиторный охват.
-
Изменение структуры доходов издателей, поскольку традиционные источники денежных поступлений от дистрибуции тиража и традиционной рекламы в прессе уступают место новым видам доходов, пришедшим вместе с цифровыми технологиями. Прежде всего это доходы от цифровой рекламы: баннерной, контекстной, нативной, видеорекламы, продажи цифровых копий изданий, рекламы от спецпроектов и пр. Доходы от цифровой рекламы в некоторых медиахолдингах и в целом по рынку уже превысили доходы от печатной рекламы. Помимо продаж тиража и рекламы, издатели сегодня активно развивают монетизацию клиентских и читательских мероприятий, конференций и фестивалей, привлекают различные виды спонсорства.
-
Сокращение количества игроков на рынке. Слабые игроки с неэффективной бизнес-моделью, неспособные адаптироваться к новым условиям, массово покидают рынок, закрывая свои проекты.
-
Уход с рынка печатной прессы рекламного характера, что связано с перемещением основного массива малобюджетной рекламы в цифровые медиа. Соответственно, при оценке объема и структуры российского рекламного рынка Экспертная комиссия АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России) не учитывает данную категорию изданий.
Количество печатных СМИ
По данным Роскомнадзора, число действующих печатных СМИ в России с каждым годом уменьшается. На парламентских слушаниях в российской Госдуме "Печатная пресса России: состояние и перспективы" 4 апреля 2019 года отмечалось, что общее количество зарегистрированных в стране печатных СМИ к этому времени сократилось до 46,5 тысячи наименований, хотя еще пару лет назад их было 73 тысячи.
Уже очевидно, что резкое ухудшение ситуации в экономике, вызванное в 2020 году обвалом цен на нефть и газ, пандемией коронавируса, девальвацией рубля, снижением покупательной способности населения, приведет к дальнейшему сокращению как доходной части всех предприятий печатной индустрии, так и числа существующих печатных СМИ.
Ожидаемые потери издателей печатных СМИ уже оцениваются в 40–45%, но к концу года, при негативном сценарии развития ситуации, они могут достичь 60%, или ₽35–40 млрд. Только рекламные доходы издателей печатной прессы России за первую половину 2020 года упадут как минимум на 40%, а по году – на 50% и более, т.е. где-то до ₽15 млрд против ₽30,5 млрд в 2019 году.
Эксперты предрекали, что цены на типографские виды отечественной бумаги, необходимые для производства печатной продукции, в 2020 году из-за роста курса евро могут вырасти на 10–15%, но с учетом нарастающего кризиса и падающего спроса на бумагу вряд ли вырастут столь внушительно. Но, несомненно, ожидается рост цен (до 30%) на импортируемые расходные материалы для полиграфического производства (не производимые в России бумагу, картон, химическую продукцию, пластины и пр.). 11
Сокращение рынка печатных СМИ, по мнению экспертов, неизбежно приведет к дальнейшему сокращению и так небольшой их доли и в структуре медиапотребления. В мире господствуют интернет и мобильные средства коммуникации.
Среднестатистический житель планеты
тратит на медиапотребление 492 минуты (8,2 часа).
(ZenithOptimedia)Среднестатистический житель России в 2019 году
тратил на медиапотребление в среднем 515 минут в день,
из них на газеты и журналы – менее семи с половиной минут в день.
(Mediascope)
При этом, по данным Всемирной новостной и газетной ассоциации (WAN-IFRA), 40% взрослого населения Земли продолжает ежедневно читать газеты.
Доходы
Объем газетно-журнального рынка России (реклама + продажи, в т.ч. подписка) по итогам 2019 года эксперты оценивают в ₽87 млрд. Выручка от реализации печатных СМИ составила ₽56,5 млрд (₽40,5 млрд получено от розничных продаж, а ₽16,0 млрд – от реализации изданий по подписке. При этом рекламные доходы цифровых ресурсов газет и журналов и традиционной печатной прессы практически сравнялись и составили, соответственно, ₽15,4 млрд и ₽15,1 млрд (в сумме ₽30,5 млрд, что на 5% ниже уровня 2018 года). Следует учитывать, что при реализации прессы по подписке и в розницу издатели получают из общей суммы доходов в ₽56,5 млрд 60% средств, а 40% остаются у дистрибуторов.
Выручка российских издателей от paywall (пэйвол) или электронной подписки на газеты и журналы пока остается незначительной. Доходы печатных (бумажных) СМИ от рекламы за 2019 год оказались лишь чуть выше ₽15 млрд, тогда как цены на печатную прессу за два последних года выросли на 20,8% (в 2018 году на 13,7%, а в 2019 году – на 7,1%). В 2020 году прогнозировался их рост на 7%, но с учетом последних событий в экономике он явно будет выше.
Причины проблем
По мнению экспертов, основными причинами нынешнего неудовлетворительного состояния индустрии печатных СМИ являются
- опережающий инфляцию ежегодный рост цен на бумагу,
- постоянное увеличение почтовых подписных тарифов, расходов издателей на логистику и дистрибуцию, включая электронную,
- падение спроса на печатную прессу,
- сокращение числа нестационарных торговых объектов (НТО) – павильонов и киосков прессы,
- ряд правовых норм, не учитывающих специфику ведения издательского бизнеса ("экологический сбор", ограничения на рекламу отдельных товаров и услуг в печатных СМИ при полном отсутствии механизмов компенсации потерь от реализации таких законодательных запретов)
Сокращенная версия первого раздела отраслевого доклада Роспечати "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.