Найти свое место
"Главной задачей индустрии печатных СМИ в настоящее время является необходимость найти своё место в быстро меняющемся мире и информационном пространстве, культурной и образовательной среде, адекватно отвечая на новые медийные вызовы, развиваясь и эволюционируя вместе с ними и временем. Ресурсы и индустриальные усилия на это сегодня направляются очень значимые, но решить в полном объёме стоящие перед современными печатными СМИ проблемы пока не удалось нигде в мире", - говорится в опубликованном недавно Федеральным агентством по печати отраслевом докладе "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития". Первая глава отчета посвящена описанию общих тенденций развития рынка прессы и в России, и за рубежом.
В ближайшие 2-3 года традиционные СМИ в России, уже завоевавшие аудиторию, так или иначе, будут сопротивляться её уводу на чужие платформы, считают эксперты медийного рынка страны. Во всяком случае, им нет никакого резона публиковать на других платформах свой контент полностью, хотя активную работу в социальных сетях им необходимо вести. А вот вновь появившиеся СМИ, которым надо ярко и достойно заявить о себе как о медийном бренде и получить аудиторию, наоборот, будут использовать возможности любых платформ.
Президент факультета журналистики Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова Ясен Засурский: «Цифровые технологии не смогли девальвировать ценность журналистского творчества. Напротив, они подняли его значимость на новую высоту, так как представили новые требования к качеству журналистского контента».
Отрасль масс-медиа в XXI веке, во-первых, меняется с ускорением, когда технологии будущего становятся вчерашним днем быстрее, чем издатели успевают к ним приспособиться. Во-вторых, предпочтительные каналы коммуникации с аудиторией меняются столь же быстро, вынуждая редакции СМИ искать новые подходы к ней непрерывно. Наконец, в-третьих, благодаря цифровым технологиям и интернету, география уже не играет былой роли в развитии медиакомпаний, так как привлечь достаточную для бизнеса аудиторию можно практически в любую точку планеты
О падении тиражей периодики эксперты говорят уже пару десятков лет, очевидным образом связывая этот процесс с развитием интернета и с изменением потребительских привычек населения. В данном контексте Россия отличается от Европы лишь тем, что многие тренды «накрывают» нас через год-два после западного пика. Но если это так, то отечественные газеты и журналы в ближайшие годы ждёт ренессанс, поскольку в 2016 году падение рынка печатной прессы прекратилось сразу в трех крупнейших европейских странах, привычно называемых «большой тройкой» издательского бизнеса Старого света. На IFRA/DCX и «World Publishing Expo» в Берлине отмечалось, что падение тиражей минимизировалось, а их продажи даже растут в Великобритании, Франции и Германии. Причём, в Германии за 2016 год они выросли на 2-3%, а в Великобритании продажи книг и журналов в том же году достигли исторического максимума в £4,8 млрд, увеличившись на 7% по сравнению с 2015 годом (данные британской Национальной Ассоциации издателей). Причём продажи бумажных книг и журналов выросли на 8% и составили около £3 млрд, что позволило превзойти лучший показатель 2012 года. В связи с этим издатели печатной прессы теперь стали смотреть в будущее оптимистичнее.
Газеты и журналы потихоньку возвращают веру к себе со стороны читателей и рекламодателей - внимание читателей к печатной прессе становится устаревшей валютой, тогда как доверие аудитории к ней – актуальной.
На российском рынке печатной прессы в 2017 году тоже обозначилась тенденция к лучшему, но незначительно. Выйти из кризиса или хотя бы серьёзно стабилизировать ситуацию эта индустрия пока не смогла. По оценкам отраслевых экспертов, объем газетно-журнального рынка России (реклама + продажи) в 2013 году составил 112,5 млрд руб., в 2014 году – 106,0 млрд руб., в 2015 году – 102,8 млрд руб., в 2016 году – чуть более 100 млрд руб., а в 2017 году – менее 100 млрд руб., да и то во многом благодаря пересчёту объемов рынка рекламы в прессе, проведённому Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) по инициативе 11 крупнейших издательских домов страны. При этом выручка от реализации тиражей печатной прессы, а также рекламы в ней продолжала падать, правда, темпы этого падения существенно замедлились.
На отдельно взятом рекламном рынке в печатных СМИ ситуация более удручающая. По оценке АКАР, в 2014 году объем рекламы в российской прессе составил 33 млрд руб., в 2015 году он сократился до 23,3 млрд руб., в 2016 году - до 22,3 млрд руб., а в 2017 году составил 20,5 млрд руб. или всего 62% к уровню 2014 года. Таким образом, за три последних года, даже без учета инфляции, рекламные бюджеты отечественных газет и журналов сократились на в 12,5 млрд руб.
Возможности для развития есть – особенно в части мультимедийности печатных СМИ и их монетизации. В настоящее время это направление даёт заметный прирост аудитории.
Прибавилось и денег, но в целом достигнутые аудиторные успехи в интернете и сфере мобильных коммуникаций монетизируются слабо (доля выручки от печатных изданий и рекламы в них составляет около 95% общей выручке редакций). Большими достижениями могут похвастаться лишь немногие – издательские дома «Комсомольская правда» и «Коммерсантъ», газета «Ведомости» и ещё с десяток других. Выручка от традиционной издательской деятельности и от электронной составляющей этого бизнеса почти сравнялась лишь у группы компаний «Hearst Shkulev». Соответственно, издателям российских печатных СМИ сегодня остро недостаёт средств даже на компенсацию потерь от падения продаж тиражей и рекламы в них, не говоря уже о развитии своего бизнеса
И в мире, и в России на рынках печатных СМИ в цифровую эпоху чётко обозначилась такая закономерность – большинство изданий, перешедших из «бумаги» в интернет, достаточно быстро теряют свою идентичность и растворяются в сети среди множества других подобных ресурсов.
Поэтому большинства отраслевых экспертов настаивают, что бумажная версия изданий (хотя бы как элитный и эксклюзивный продукт для состоятельной аудитории) должна выпускать в любом случае. Средства массовой информации в обозримом будущем ждет существенное обновление форматов, довольно давно предупреждают аналитики. По оценке некоторых из них, радикальные изменения в этой области могут произойти уже в 2018 году. Те СМИ, формат которых не будет меняться, следуя за изменением формата медиапотребления (который, в свою очередь, меняется вслед за технологической революцией), потеряют аудиторию.
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Опубликованы наиболее интересные, на наш взгляд, отрывки первой главы. Полностью с отчетом можно ознакомиться на сайте Роспечати.