Фильмы зарубежные, сериалы отечественные
Самым популярным контентом на телевидении остается развлекательный. Первое и второе место в эфире телеканалов занимают телесериалы и художественые фильмы. При этом исследования показывают, что художественные фильма в большинстве своем американские, а вот телесериалы - российские. Третье и четвертое место - у мультиков и развлекательных программ. Если говорить о неэфирных каналах, то тематически 92 из 525 телеканалов в 2017 году относились к категории "Развлекательные", 82 - "Кино и сериалы". Впрочем, не только "развлечениями" живет телевидение. Исследования Роспечати показывают, что на некоторых эфирных каналах растет доля социально-политических программ, да и неэфирные каналы неразвлекательной тематики тоже есть и запускаются новые.
Эфирные телеканалы
Несмотря на воздействие многочисленных факторов политического, технологического, культурного характера отечественное телевидение остается на редкость устойчивым с жанровой точки зрения – подвижки на уровне отдельных каналов практически не сказываются на телевизионном «метауровне». Развлекательный контент остается основой вещания крупнейших российских каналов. Так, в 2017 году, согласно исследованию АЦ НСК, самой крупной жанровой единицей, представленной в эфире 17 крупнейших отечественных телеканалов, стали телесериалы – 23 % (год назад – 21 %). Второе место – у художественных фильмов (16 %), третье-четвертое – у мультипликации и развлекательных программ (по 11 %). Скромный, с точки зрения абсолютных значений, но относительно устойчивый рост показывает доля социально-политических программ: 2 % в 2014 и 2015 гг., 3 % – в 2016 году и 4 % – в 2017.
Резкие изменения в программных сетках и, соответственно, жанровых предпочтениях у крупных каналов происходят нечасто – скорее, можно говорить о планомерно реализуемых стратегиях. Например, «Первый канал» уже три года последовательно снижает долю информационных программ в эфире (с 16 % в 2015 году до 12 % в 2017), доля же социально-политических программ, наоборот, устойчиво растет (с 3 % до 10 % за тот же период). Примерно такие же тенденции характерны еще для одного крупного канала – «Россия 1» (падение доли информационных программ с 20 % в 2015 году до 14 % в 2017 и соответствующий рост доли социально-политических программ – с 5 % до 10 % за тот же период). У НТВ же растет доля как информационных программ (10 % в 2015 году, 16 % – в 2017), так и социально-политических (9 % в 2015 году, 12 % – в 2017). Аналогичные подвижки происходят в эфире еще одного крупного телеканала, претендующего на комплексное освещение повестки дня – РЕН ТВ. Доля информационных программ в его эфире выросла с 15 % до 22 %, социально-политических – с 10 % до 19 % (в то же время показ познавательно-развлекательных программ снизился в два раза – с 12 % до 6 %).
Динамика жанровых предпочтений развлекательных и типологических близких им каналов (ТНТ, СТС, «Пятый канал») детерминируется принципиально иными факторами, не связанными со спецификой общественно-политической ситуации. Так, СТС планомерно наращивает кинопоказ (с 25 % эфира до 35 % за три года) и снижает долю развлекательных программ (с 15 % до 9 %). ТНТ, наоборот, сделал ставку на развлекательные программы (27 % в 2015 году, 35 % в 2017 году). «Пятый канал» стремительно увеличивает долю сериального показа – с 39 % в 2015 году до 56 % в 2017 году – в том числе за счет кинопоказа и показа информационных программ.
Тенденция к росту доли социально-политических программ заметна в эфире еще некоторых каналов, занимающихся освещением общественно-политических проблем – «ТВ Центр», «Звезда». У «ТВ Центра» доля таких программ выросла за три года с 8 % до 9 %, у «Звезды» – с 2 % до 5 %. У этих же каналов наблюдается некоторое снижение доли сериального показа (с 18 % до 13 % – у «ТВ Центра», с 27 % до 24 % – у «Звезды»). У «Звезды» при этом уменьшается и кинопоказ (с 39 % до 31 %).
Жанровая структура кинопоказа на крупнейших отечественных телеканалах достаточно сбалансирована, хотя уже не первый год лидерство удерживают комедии (22 % в 2017 году). На втором месте – боевики (17 %), на третьем – мелодрамы (16 %). Как и в случае с более широкими жанровыми группами, многие телеканалы делают ставку на один жанр кинопоказа («Россия 1» и «Домашний» отличаются «мелодраматическим» уклоном кинопоказа, Disney – «комедийным», РЕН ТВ – «боевиковым» и пр).
В телесериальном показе комедии (24 %) проигрывают детективам (30 %). На третьем месте – мелодрамы (21 %). Среди каналов, предпочитающих один жанр сериалов, можно выделить ТНТ, СТС и «СТС Love» (87 %, 86 % и 64 % сериального показа соответственно – комедии), «Домашний», «Канал Ю», «Россию 1» (77 %, 66 % и 42 % сериалов – мелодрамы), «ТВ Центр», «Пятый канал», НТВ (74 %, 69 %, 62 % сериального показа – детективы).
Доля фильмов российского производства в эфире крупнейших каналов достигла практически четверти еще в 2016 году и остановилась в росте. При этом североамериканский киноконтент завоевывает все большую долю показа (46 %). Стремительное сокращение доли фильмов советского производства (падение доли с 31 % в 2014 году до 20 % в 2017) позволяет говорить если не о доминировании, то о преобладании североамериканской кинопродукции на российских телеэкранах.
Доля телесериалов отечественного производства в эфире за последние годы достигла своего максимума (74 % – практически три четверти). Единственный заметный «конкурент» – североамериканские сериалы (13 %). Практически стопроцентно российским стал телесериальный показ у «России 1», НТВ, СТС, «СТС Love», «Пятого канала». В то же время существуют и «североамериканские» каналы («Пятница!», Disney, ТВ3) и даже «западноевропейские» («ТВ Центр»).
Неэфирные телеканалы
Ситуацию на рынке неэфирного телевидения России в 2017 году можно охарактеризовать как стабильную и сравнительно благоприятную. Наметившиеся в предыдущие годы тенденции последовательного увеличения числа каналов, новых сервисов, услуг и предложений продолжили свое развитие. Сегодня в сегменте представлено 525 каналов. При этом 50 из них были запущены в 2017 году и еще как минимум 8 – в начале 2018. Этот показатель значительно выше аналогичных за предыдущие годы: последние пять лет на рынок ежегодно выводилось порядка 30 телеканалов.
Наибольший прирост традиционно наблюдался среди развлекательных вещателей (+13 каналов), а также в сегментах «кино и сериалы» (+10 каналов), «хобби и увлечения» (+8 каналов).
Не менее 15 вещателей ушло с рынка, в том числе довольно известные 24_Doc, «Царьград», «Парк развлечений», Eurosport News, Life, RuSong TV и др.
В числе наиболее заметных премьер 2017 года можно отметить выход на российский рынок группы телеканалов итальянской общественной телерадиовещательной корпорации Radiotelevisione Italiana, которая 40 лет была у себя в стране монополистом телевизионного рынка. Теперь ее социально-политические и новостные каналы Rai 1, Rai 2, Rai 3 и Rai News 24 стали транслироваться в России – правда, пока без перевода, на итальянском языке.
Для русскоговорящих зрителей был запущен новый телеканал «Радио “Свободная Европа” / Радио “Свобода”», которое финансируется США. Он называется «Настоящее время» (Current Time). В России его можно смотреть через видеосервисы и Интернет.
Интересным кажется и запуск в России телеканала TV BRICS. Он призван способствовать кооперации стран данного экономического блока – Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Телеканал принадлежит холдингу «МКР-Медиа», в его деятельности принимают участие китайские партнеры, планирующие вещание на китайском языке.
Новостной сегмент также пополнился такими вещателями, как «Телеканал 360 Новости» и IZ.RU. Говоря о последнем, стоит заметить, что это уже не первая попытка выхода на телевизионный рынок канала под мощным «бумажным» брендом. Среди таковых были «Коммерсантъ ТВ», «Комсомольская правда», «Эксперт ТВ» и даже Lifenews, прародителем которого можно считать газету «Жизнь», порталы Life.ru и Lifenews.ru. Однако во всех приведенных случаях телевещание не оправдало себя, и каналы были закрыты.
В сегменте телеканалов, посвященных хобби и увлечениям, появилась группа новых игроков под брендом «Дикий» – «Дикая охота HD, «Дикая рыбалка HD», «Дикий» и «Дикий International». Генеральным продюсером телекомпании «Дикое телевидение» является Константин Захаров, который много лет возглавлял телекомпанию «Стрим», был идейным вдохновителем и одним из авторов телеканала «Охота и рыбалка» – одного из старейших и наиболее популярных российских каналов данной тематики. После продажи «Стрима» компании «Контент Юнион» большая часть команды покинула телекомпанию и занялась другими проектами.
Интересно, что в 2017 году для охотников и рыболовов появились и другие каналы – в частности, «Диалоги о рыбалке», созданный во многом на базе одноименной программы (по сути первой программы рыболовной тематики на российском телевидении), и «Наша тема» – «народный телеканал» о жизни в Сибири, как позиционирует себя этот вещатель.
Продолжил пополняться сегмент телеканалов для детей. В 2017 году начали работу такие вещатели для маленьких зрителей, как «Мамонтенок», Мультик», «Мультимузыка» и канал «О!» «Цифрового телесемейства» компании «Первый канал. Всемирная сеть». В «Цифровом телесемействе» появился, кстати, и канал о путешествиях по России «Поехали!».
Познавательно-страноведческая тематика в целом привлекла продакшн в этот период: список каналов этого сегмента также пополнили «Неизвестная планета» и «Глазами туриста».
Группа «Цифровое телевидение» (совместное предприятие ВГТРК и «Ростелекома») на месте ушедшего с рынка 24_DOC запустила медицинский канал «Доктор». Кроме того, она провела перезапуск канала «Парк развлечений». С 1 февраля 2017 года он стал называться Cinеma, позиционироваться как канал для семейного просмотра и предлагать своим зрителям классику мирового кинематографа и современные фильмы.
Холдинг «Газпром-медиа» 1 декабря 2017 года запустил новый телеканал «Киносерия», сделав ставку на трансляцию зарубежных сериалов. Этот проект – результат масштабного ребрендинга, которому подвергся один из вещателей холдинга «Много ТВ»: у канала полностью сменилась концепция, позиционирование и графическое оформление. Производителем и дистрибьютором нового канала стала компания «Ред Медиа».
Привлечь аудиторию блокбастерами и сериалами было решено и в медиахолдинге ViacomInternationalMediaNetworks, запустившем канал Spike. Он стал 13-м каналом в российском портфолио этого холдинга, пополнив коллекцию его флагманских брендов – таких как Nickelodeon, «MTV Россия», Paramount Comedy, VH1 Classic и др.
На рынок было выведено несколько спортивных каналов, посвященных экстремальным видам спорта – Russian Extreme Ultra, «Точка отрыва» и Fastnfanbox.
Среди любопытных премьер можно выделить появление телеканала об искусстве Art-108, «Первого вегетарианского» телеканала, канала для любителей собак «Пёс и Ко», канала о жизни Вьетнама Moscow Hualiang TV, канала «Теленовелла», где транслируются как старые мыльные оперы вроде «Просто Мария», так и современные мексиканские сериалы, а также канала «Ратник», цель которого – «патриотическое воспитание молодежи в духе приверженности идеалам социального мира и согласия, любви к Отечеству и опоры на многонациональные традиции и ценности».
Было также запущено два новых вещателя в ультравысокой четкости – музыкально-развлекательный канал Festival 4K, представленный исключительно на платформе «НТВ Плюс», развлекательный C4K360, а также Russian Extreme Ultra, посвященный экстремальным видам спорта. Таким образом, по данным на конец 2017 года, в России уже вещало девять каналов в формате Ultra HD, а в начале 2018 появилось еще два – «Ultra 4K кино» и «Наша Сибирь 4K».
Очевидно, что телеканалы сверхвысокого разрешения 4K и 8K в ближайшей перспективе продолжат и дальше выходить на рынок, в то время как операторы – внедрять их в свои предложения. Трансляция контента в HD и UHD-качестве, обеспечивающая четкое и реалистичное изображение, пока остается одним из важных преимуществ неэфирного телевидения в сравнении с традиционным.
Опубликованы выдержки из третьей главы отраслевого доклада Роспечати «Телевидение в России в 2017 году» . Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.
Перейти к материалу по главе 1. главе 2