Общемировой тренд: выручка от продажи прессы падает
Сокращенная версия пятой главы "Распространение печатной прессы" отраслевого доклада Роспечати "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития".
По состоянию на середину декабря 2018 года в Едином общероссийском реестре средств массовой информации имелись данные о 48 180 зарегистрированных периодических печатных изданиях, против 52 593 годом ранее. А за период с 2008 года по настоящее время общее количество официально зарегистрированных печатных СМИ в России сократилось на 34%, что объясняется главным образом рыночной селекцией – с рынка уходят те, кто слабее.
Общемировой тренд: объем выручки от продажи печатной периодики сокращается. Эксперты международной сети аудиторских компаний «PwC» (PricewaterhouseCoopers) считают, что к 2021 году объём этой выручки по всему миру его объем сократится к уровню 2018 года на 8,4%.
Вторым значимым трендом на рынке печатной периодики является падение выручки от рекламы и некоторый рост выручки от потребителей – физических лиц (платная цифровая подписка, рост цен на прессу, спонсорские пожертвования и т. д.). Главным же вызовом для рынка печатных СМИ теперь повсеместно стала стремительная цифровизация жизни и появление конкурентных продуктов в интернете. Новые технологии меняют как модели поведения потребителей, так и рекламные стратегии рекламодателей.
В значительной мере сокращение объёмов потребления печатной прессы населением России является рукотворным процессом, порождённым двумя факторами – стремительным сокращением числа специализированных нестационарных торговых объектов (НТО) по продаже прессы в розницу (киосков и павильонов) и отменой с 1 июля 2014 года государственных субсидий на поддержку доставки подписных изданий подписчикам.
Среди федеральных округов России лучше всего обеспечены киосками прессы жители Центрального и Северо-Западного федеральных округов, где на 1 такой объект приходится 7 553 и 7554 жителя соответственно (1,32 объекта на 10 тыс. человек). Далее следует Уральский федеральный округ с показателем 8097 жителей на 1 киоск/павильон прессы (1,24 объекта на 10 тыс. человек). Хуже всего киосками прессы обеспечены жители Северо-Кавказского федерального округа, где один НТО приходится на 22 428 жителей (0,45 объекта на 10 тыс. человек).
Министерство торговли и промышленности Российской Федерации ещё в 2014 году разработало «Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2015–2016 годы и период до 2020 года» (приказ Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733). В целях её реализации Правительство Российской Федерации приняло постановление от 09.04.2016 № 291 «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 754».
Постановление впервые узаконило правила определения нижних пределов площади торговых объектов и количества НТО по продаже прессы населению на всей территории страны, исключая районы Крайнего Севера, которые не могут быть сокращены распоряжением структур местного самоуправления. Базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции, утвержденный расчетной методикой, составляет 1,7 торгового объекта на 10000 человек или 1 киоск/павильон прессы на 5 880 жителей муниципального образования.
Как следует из итогового мониторинга СППИ ГИПП, в 2018 году данный норматив соблюдали только 7 субъектов Российской Федерации и ещё 10 субъектов РФ достаточно близко подошли к его выполнению. В остальной России минимальный норматив обеспеченности населения НТО не соблюдался. В городах-миллионниках за 2018 год ситуация улучшилась только в Москве, но столица отстаёт от Санкт-Петербурга, Новосибирска и сильнее всего от Воронежа.
За 2018 год число киосков прессы в нашей стране сократилось почти на 4 тыс. единиц, а с 2014 года – на 42,6%.
Сокращение объектов специализированной торговли периодикой – не только российская особенность, это наблюдается во всём мире. Эксплуатация таких объектов становится малорентабельной, особенно на фоне цифровой дистрибуции прессы, которая хоть и набирает силу, однако пока не в состоянии адекватно компенсировать падающую доходность традиционных каналов продаж прессы.
Если говорить о проданных тиражах, реализация которых в 2015–2018 годах сокращалась в среднем на 10% в год, то самыми продаваемыми оставались издания для детей, о саде, огороде и цветах. Их продажи сократились на 2–5%. Общее потребление печатной прессы в России за эти годы также заметно снизилось.
В 2014 году, по данным ВЦИОМ,печатную прессу с той или иной регулярностью читало 77% взрослого населения, в 2018 году – уже менее 55%.
Ключевым трендом на рынке распространения периодической печати стала концентрация бизнеса, ведущая к уменьшению числа оптовых и розничных дистрибуторов, и, как следствие, к снижению конкуренции. Оптовым распространением печатной продукции сегодня профессионально в России занимаются около 80 компаний, а в 2005–2007 годах, по данным Росреестра, их было более 100. Аналогичный тренд прослеживается и за рубежом.
Конечно, потери нестационарной розницы от реализации газетно-журнальной продукции отчасти компенсируются расширением числа торговых стендов (стеллажей) с прессой в магазинах продуктового ритейла (супермаркетах). Но это не равнозначная замена.
В конце 2018 года Правительство Российской Федерации направило проект федерального закона о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли, подготовленный Минпромторгом России, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Законопроект закрепляет общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, устанавливает возможность ведения нестационарной или мобильной торговли по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения таких торговых объектов. Документ также устанавливает минимальный пятилетний срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта и закрепляет принцип «меняется место – сохраняется бизнес», позволяющий гарантировать предоставление новой дислокации, если старое место размещения НТО потребуется изъять для государственных или муниципальных нужд.
Есть надежда, что в случае принятия этого законопроекта организация нестационарной торговли, в том числе печатной прессой, в России будет упорядочена, а общее число НТО, наконец, станёт расти.
Россия традиционно считалась страной почтовой подписки на прессу. Эта система и подписчику удобна (особенно в российской глубинке), и для издателя интересна – он получает деньги вперед и может более-менее уверенно планировать свою деятельность. Причём вся логика этой системы построена на максимальной доступности подписки для человека. До 2014 года социально-значимая услуга по доставке подписных тиражей населению от почтового отделения к почтовому ящику подписчика, которую у нас исторически оказывает «Почта России», субсидировалась государством. Начиная с 2008 года, почта ежегодно получала на эти цели из федерального бюджета 3,0–3,5 млрд руб. И это удерживало подписные цены на приемлемом для жителей России уровне, а сам подписной рынок, хотя и не процветал, но серьезно и не проседал. Всё изменилось в 2014 году, когда прекратилось возмещение из бюджета убытков ФГУП «Почта России» за доставку подписной периодики населению. С той поры подписные тарифы стремительно взлетели вверх, а население предсказуемо стало отказываться от подписки. За 2014–2018 годы почтовые подписные тарифы выросли почти в три раза, а подписные тиражи сократились на 35,8%.
Итоги подписки на 2-е полугодие 2018 года. УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиал ФГУП "Почта России". Динамика по сравнению со 2-м полугодием 2017 года: по обороту - 0%, по тиражу - минус 7%.
Подводя общий итог неутешительной ситуации на российском рынке распространения периодической печати, можно с уверенностью сказать, что реальная причина сокращения объемов реализации тиражей кроется не столько в «устарелости» печатной прессы и потере к ней интереса населения, сколько в резком сокращении числа мест шаговой доступности, где прессу можно купить в розницу. При этом стоимость подписки выросла настолько, что всё меньше граждан могут её себе позволить.
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Сокращенная версия пятой отраслевого доклада Роспечати "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.