Интересы читателей журналов стали более сфокусированными
Сокращенная версия четвертой главы "Журнальный рынок России" отраслевого доклада Роспечати "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития".
Согласно данным Роскомнадзора, за период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года число официально зарегистрированных в Российской Федерации журналов сократилось на 1 787 наименований – с 28 508 до 26 721 изданий. Помимо этого, в стране издаётся 1 444 сборника и 776 альманахов, но и их общее количество за это же время уменьшилось на 237 наименований.
Аудитории у большинства российских журналов сокращаются. Вместе с тем журналы активно развивают сайты, привлекают туда рекламу, создают читательские сообщества в социальных сетях, осваивают мессенджеры, мобильные приложения, электронную подписку, организуют мероприятия, интернет-продажи товаров и пр. Так что термины «мультимедийность» и «мультиформатность» для издателей российских журналов тоже не пустой звук. Всё вместе это позволяет журнальному сегменту отечественного рынка печатных СМИ сохранять относительную устойчивость.
Лидером по объёму рекламных бюджетов многие годы является сегмент «Женские журналы». Но в 2018 году рекламный показатель этого сегмента просел на 5%, а общее падение рекламных бюджетов в российских журналах за 2018 год АКАР оценивает в 9%.
Что касается проблем данного сегмента, то принципиально они мало отличаются от проблем рынка печатных СМИ страны в целом, хотя и имеют известную специфику. Происходит отказ от статусного стереотипа их потребления и растёт потребность во фрагментации медиа, вызванная невероятно быстро растущим потоком новой информации и пониманием необходимости быть в курсе этой информации, с одной стороны, а с другой – стороны, при полной невозможности всю эту информацию переварить. Отсюда возникает острая потребность в информационной специализации, которую удовлетворяет интернет, порождая массу комьюнити площадок, но практически не удовлетворяют печатные журналы, продолжающие создавать унифицированный контент.
К ключевым трендам развития журнального рынка России в постсоветский период следует отнести: приход в нашу страну мировых журнальных брендов, главным образом «глянцевых», приоритетное развитие женских журналов, ТV-гидов, IT-изданий, журналов для родителей, новых детских журналов, шопинг-гидов, общественно-политических журналов («Деньги», «Власть», «Эксперт» и пр.), журналов по рукоделию, кулинарии, дизайну, о саде и огороде, некоторых других. Характерной особенностью отечественного журнального рынка также является наличие множества дешёвых журналов (изданий журнального формата) с контентом «обо всём», выпускаемых издательскими домами «Толока», «Пресс-Курьер», отчасти «Burda» и «Bauer Media», целым рядом небольших региональных издательств.
Одновременно развитие журнального рынка России в постсоветский период сопровождалось упадком ранее очень популярных сегментов – литературно-художественных («толстых») журналов («Новый мир», «Наш современник», «Октябрь» и др.) и научно-популярных изданий для юношества («Наука и жизнь», «Техника молодёжи» и пр.). А в последние годы – падением интереса к журнальной периодике в целом, сокращением тиражей журналов и их доходов от рекламы.
Анализ читательских предпочтений в нашей стране позволяет сделать вывод, что интересы читателей журналов стали более сфокусированными, а их выбор – более точечным.
В такой ситуации выигрывают издания с узнаваемым брендом, лидирующие в своих тематических нишах. Причём наибольший прирост читателей обеспечивает экономически активная часть аудитории в возрасте 25–45 лет с доходом выше среднего.
Успех журнала теперь в решающей степени определяет наличие именно эксклюзивной информации, которой больше нет ни у кого и которая прямо ориентирована на своего нишевого читателя. Журналы становятся более индивидуальными, а российские издатели всё чаще отказываются от запуска новых журналов общей тематики, больше концентрируясь на нишевых изданиях в ценовом диапазоне 100–150 рублей за экземпляр. Более всего такой подход к ведению бизнеса в 2018 году характеризовал политику издательских домов «Burda Media Company», «Bauer Media Group», «Пресс-курьер» и некоторых других.
Так, суммарная ежемесячная аудитория изданий и цифровых проектов «Burda Media Company» в 2018 году превысила 40 млн человек. В том числе, аудитория журналов 23 822 000 человек, а digital (цифровая) аудитория – 14 641 090 пользователей (рост 229% к 2017 году), из которых 4 121 200 являются подписчиками в социальных сетях.
В ИД «Bauer Media Grоup» на первый план по доходности вышли сканвордные издания. Несмотря на сложные экономические условия, 12 изданий из портфеля «Bauer Media Grоup» в 2018 году показали рост выручки от 4% до 23%. В основном это журналы сканвордной тематики, а также специальные выпуски. В своём сегменте масс-маркет компания «Bauer Media Grоup» не ощущает отток читателей в диджитал и переход на электронные носители.
Значимыми успехами по внедрению пэйволл (paywall) журналы России похвастаться не могут. И в мире таких примеров немного. Исключение составляют разве что журналы «The New Yorker», «Vanity Fair» и «Wired», принадлежащие корпорации «Conde Nast», ограничившие бесплатное чтение своих электронных материалов 4-я статьями в месяц (остальные доступны только после оформления подписки).
В сфере membership успехи российских журналов более значимы. Так, издательский дом «Independent Media» в 2018 году запустил сервисы онлайн-шопинга на сайтах своих журналов «Cosmopolitan», «Bazaar», «Grazia», «Esquire», «Robb Report», «Популярная механика» и «Домашний очаг».
Журнал «Искусство кино» осенью прошлого года запустил новый мультимедийный портал и объявил о подготовке своего фестиваля.
Журнал «The New Times» в ноябре 2018 года за 4 дня собрал 25 млн руб., необходимых для выплаты штрафа, назначенного изданию за несвоевременное предоставление в Роскомнадзор данных о зарубежном финансировании.
Журнал «Мир фантастики» поставил рекорд, собрав в январе 2019 года на краудфандинге более 5 млн руб. на площадке CrowdRepublic и продлив тем самым свою жизнь, поскольку в конце 2018 года издательство «Игромедиа» объявило о намерении закрыть журналы «Игромания» и «Мир фантастики» из-за финансовых трудностей. Но сразу после крауд-кампании издательство «Hobby World» выкупило журнал «Мир фантастики», чтобы возобновить его выпуск через краудфандинг.
При всех проблемах современного журнального рынка России он продолжал жить и развиваться.
В 2018 году состоялся успешный запуск журнала «Секретная история» – совместного проекта ИД «Пресс-курьер» и «Future Publishing» – крупнейшего издательства Великобритании. Ежемесячный журнал «Секретная история» выпускается ИД «Пресс-Курьер» по лицензии ведущего исторического журнала «All About History» и пишет о достоверных фактах: значимых событиях в мировой истории, известных политических деятелях, войнах и многом другом. Издание отличает невероятно высокое качество изобразительных материалов, а тексты в нём – не просто переводы на русский язык, но полноценные авторские работы. Редакция успешно сотрудничает с известными российскими журналистами, а вся информация выверяется экспертами-историками. Цена журнала в рознице составляет 45 руб., формат – А4, 52 страницы, издание продаётся во всех киосках прессы России и по подписке.
Потерь на журнальном рынке России в 2018 году тоже хватало. Прежде всего сильно пошатнулись позиции медиахолдинга ACMG, входящего в десятку крупнейших издательских домов страны. Владелец холдинга Александр Федотов активно пытался оптимизировать бизнес и избавиться от убыточных проектов. Все это происходило на фоне скандала между журналистами и владельцем журнала «Forbes», закрытия печатной версии журнала «SNC» и сокращения штата трех других изданий – журналов «Gala Биография», «GEO» и его детского приложения «GEOленок», которые с сентября 2018 года перестали выходить вовсе. Будем надеться, не навсегда.
На пятом году существования полностью ушёл в интернет популярный исторический журнал «Ваш тайный советник», который издавался в основном силами Агентства журналистских расследований (АЖУР) из Санкт-Петербурга.
Большие проблемы с выходом испытывают журналы ИД «Эксперт» (журналы «Эксперт» по всей России и «Русский репортёр»). С января 2019 года 1 раз в 2 месяца стал выходить журнал «РБК».
Стабильно сложной остаётся ситуация и в сегменте литературно-художественных журналов – как федеральных, так и региональных. Одна из важных причин тому – сокращение закупок этих журналов муниципальными библиотеками, которые финансируются из почти повсеместно скудных региональных и муниципальных бюджетов.
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Сокращенная версия четвертой главы отраслевого доклада Роспечати "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.