Российский медиарынок в сфере печатных СМИ имеет отрицательную динамику
Сокращенная версия второй главы "Медиакомпании: стратегии развития, активы, доходы, слияния и поглощения" отраслевого доклада Роспечати "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития".
Выступая на V Всероссийском форуме региональных СМИ «Траектория смысла: региональные СМИ на пути к эффективности и конкурентоспособности», прошедшем в Челябинске 11–14 сентября 2018 года, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.К. Волин отметил, что в течение ближайших шести лет Минкомсвязи России планирует увеличить объемы доходов отечественной медиаиндустрии на 30% – с нынешних 530 млрд руб. до 700 млрд руб. в год (без учёта государственного участия, которое ныне составляет порядка 100 млрд руб. ежегодно). Добиться этого предполагается за счет борьбы с пиратством, увеличения расходов населения на медиапотребление, повышения качества продукции, расширения каналов распространения и освоения с помощью приложений новых платформ.
Вместе с тем российский рынок медийных активов в сфере печатных СМИ в 2018 году демонстрировал преимущественно отрицательную динамику. Определённые позитивные тенденции имели место лишь в IT-сфере и в индустрии целлюлозно-бумажного производства.
В 2018 году определённая активность в инвестиционной деятельности наблюдалась в компаниях «МегаФон», «Mail.Ru Group», «Alibaba Group» и Российском фонде прямых инвестиций (РФПИ), которые заключили крупнейшую в истории российского интернет-рынка сделку о создании СП стоимостью около $2 млрд – «AliExpress Russia».
Издательский дом «Hearst Shkulev Media» продолжил консолидацию региональных сайтов. В январе 2018 года HSM объявил о покупке у уральского холдинга «Larixon Jobs Network» сети региональных сайтов для поиска работы, которые затем вошли в проект подразделения HSM «Hearst Shkulev Digital» – «Зарплата.ру». Летом, как следует из сообщения Kartoteka.ru, структуры HSM приобрели ООО «МЛСН.ру» по поиску недвижимости, которое работает в Омске, Новосибирске, Казани, Краснодаре и Москве. Сделка была безденежной, но основатели МЛСН.ру получили в обмен доли в крупном региональном классифайде – «N1.ru», принадлежащем HSM, на базе которого эти активы могут быть лучше интегрированы. Реальная сумма сделки, по оценкам экспертов, могла превысить 500 млн руб. «Hearst Shkulev Digital» развивает в HSM направление классифайдов и покупает региональные сайты не первый год.
Наконец, сразу после новогодних каникул 2019 года стало известно, что основатель издательского дома «Hearst Shkulev Media» В.М. Шкулёв стал владельцем контрольного пакета акций петербуржского АО «Ажур-медиа», которому принадлежит интернет-газета «Фонтанка.ру». Сумма сделки не раскрывается, но председатель совета директоров «Ажур-медиа» Андрей Константинов отметил, что она стала «крупнейшей на рынке СМИ Санкт-Петербурга за последнее время».
Директор инвестиционной компании «101 StartUp» Михаил Гуревич: «В.М. Шкулев известен тем, что несколько лет назад его компанией были скуплены практически все региональные порталы. Благодаря именно этому региональному трафику подпитываются его крупные федеральные издания. Покупка региональных порталов – это не что-то новое для его группы. Другое дело, что в данном случае он заявляет, что это приобретение производится им отдельно от «Hearst Shkulev Media Group». Возможно, это для того, чтобы не подпадать под ограничения, связанные с 20-процентным владением иностранцами, хотя, в принципе, американская Hearst уже давно уступила ему 80% совместного бизнеса в России».
По данным компании «Mediascope», общая ежедневная российская аудитория 32 проектов «Hearst Shkulev Media» только на десктопах в октябре 2018 года превышала 1,5 млн человек в возрасте от 12 до 64 лет.
В середине января 2019 года стало известно, что банк ВТБ приобрел 63% в ООО «Медиалогия» – разработчике одноименной системы мониторинга и анализа СМИ и социальных медиа. До сделки с ВТБ владельцем «Медиалогии» (создана в 2003 году) была Группа «IBS» (Информационные бизнес-системы), принадлежащая А.М. Карачинскому (75%) и С.С. Мацоцкому (25%). По словам первого заместителя президента, председателя правления банка ВТБ Ю.А. Соловьева, инвестиционная идея сделки состоит в том, что произошедшая цифровая трансформация СМИ и рост влияния социальных сетей открывают возможности для проведения в интересах компаний-владельцев брендов различных маркетинговых исследований с глубиной анализа и широтой охвата, недоступной в эпоху офлайновых СМИ.
На рынке активов печатных СМИ можно отметить следующие сообщения. Издательский дом «SKP Media» со штаб-квартирой в Таллине принял решение о продаже своей доли в газете «Комсомольская правда» в Северной Европе. Компания рассматривает несколько вариантов сделки: от продажи части доли и инвестирования части вырученных средств в развитие издания до продажи всего пакета. Газета «Комсомольская правда» в Северной Европе» более 11 лет работает на рынке СМИ региона и является единственным русскоязычным еженедельником, который распространяется в Балтии (Эстония, Латвия, Литва) и Скандинавии (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия) в печатном и электронном виде. Общая аудитория издания составляет 100–130 тысяч читателей. Печатная версия распространяется через 800 точек розничной реализации тиража и имеет более одной тысячи подписчиков. Издательский дом «SKP Media» был создан в 2003 году. В его состав входят газета «Комсомольская правда» в Северной Европе» и объединение «Российская книга», занимающееся продвижением русскоязычной литературы на тех же рынках.
В октябре 2018 года международная издательская компания «ACMG» Александра Федотова (International Media Group ACMG) продала российский деловой журнал «Forbes», у которого возникли немалые финансовые и кадровые трудности.
22 августа 2018 года основатель и генеральный директор холдинга «News Media» Арам Габрелянов заявил об уходе со своего поста. Компанию возглавил его заместитель Анатолий Сулейманов, а флагманский проект «News Media» информационно-развлекательный портал «Life» заявил о преобразовании в открытую платформу пользовательского контента.
Развитие медийных проектов А.А. Габрелянова ранее регулярно освещалось в ежегодных докладах Роспечати, посвящённых прессе. Теперь настало время рассказать о закате медиаимперии «News Media».
Медиахолдинг «News Media» появился в 2001 году. В 2005 году жемчужина холдинга газета «Жизнь», наряду с газетами «Комсомольская правда», «АиФ», «Московский комсомолец» и «СПИД-Инфо», входила в пятерку наиболее популярных национальных изданий. В феврале 2011 года Арам Габрелянов становится заместителем гендиректора ЗАО «Национальная Медиа Группа», а летом того же года «под крыло» холдинга переходит газета «Известия». По мнению экспертов, расцвет «News Media» пришелся на 2012–2016 годы. Именно тогда в структуре «News Media» появился телеканал «LifeNews», радио «Русская служба новостей» и др. Но в дальнейшем ситуация стала развиваться по нисходящей линии. В 2016 году телеканал «LifeNews» сменил название на «Life», а потом и вовсе закрылся. Прекратила вещание радиостанция «Life Звук» на частоте бывшей Русской службы новостей. Исчез петербургский телеканал Life.78. Наконец, газета «Известия» перешла к ЗАО «НМГ» и была объединена с другими активами группы – РЕН ТВ, «Пятым каналом», «Metro», «Спорт-Экспресс» и др. Далее А.А. Габрелянов полностью переформатировал свои медиактивы и стал финансировать только онлайн-стартапы, созданные журналистами Life.ru и «Известий». Среди них – Mash, компания «Изюм» с проектом «Дружко шоу», Space, Gigarama, «Адские бабки», издание о киберспорте Mid.tv. В апреле 2018 года Габрелянов продал долю в Mash и ныне вместе с сыном пытается в должности гендиректора развивать издательство комиксов «Bubble».
В середине 2018 года иски о банкротстве подали кредиторы издательства «Наука». Как отмечала газета «Коммерсантъ», в их числе – поставщик электроники ООО «Абит» и издательство «Академкнига». В первом случае речь идет о долге 2 млн руб., который издательство «Наука» готово было выплатить. Претензии «Академкниги» составляют 40 млн руб., и в «Науке» задолженность перед «Академкнигой» считают спорной. При этом общая задолженность ФГУП «Издательство «Наука» превышает 500 млн руб., большую часть из которых составляет долг перед государственными структурами.
В октябре 2018 года Арбитражный суд Москвы принял к рассмотрению заявление ПАО «Транскапиталбанк» о признании банкротом АО «Группа Эксперт» – операционной структуры медиахолдинга «Эксперт», которая обеспечивает выпуск журналов «Эксперт» и «Русский репортер».
С января 2019 года прекратило хозяйственную деятельность АО «Полиграфический комплекс «Экстра М» в г. Красногорске – крупнейшая и самая современная газетная типография России. Там печатались газеты «Ведомости», «Российская газета», «Культура», «Правда», «Гудок», «Metro» и ряд других.
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Сокращенная версия второй главы "Медиакомпании: стратегии развития, активы, доходы, слияния и поглощения" отраслевого доклада Роспечати "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.