IT-гиганты побеждают
Ставшие очевидными во втором десятилетии XXI века проблемы рынка прессы нарастают, в том числе, снижается его инвестиционная привлекательность. В первую пятерку самых дорогих брендов мира в 2017 году вошли только IT-гиганты. Активы ведущих издательских корпораций мира ныне оцениваются на порядки ниже. Ситуация в России не сильно отличается от общемировой. Во второй главе опубликованного Федеральным агентством по печати отраслевого доклада "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития" анализируются стратегии развития, активы, доходы, слияния и поглощения медиакомпаний.
В России тоже стремительно растёт выручка интернет-компаний, прежде всего, «Яндекса», «Mail.ru Group» и других. По данным «РБК» со ссылкой на отчётность «Яндекса», консолидированная выручка «Yandex N.V.» - головной компании поисковика - по итогам 2017 года выросла на 24% и достигла 94,1 млрд руб. Чистая прибыль по сравнению с 2016 годом увеличилась на 28% - до 8,7 млрд руб., скорректированная чистая прибыль (очищенная от таких факторов, как курсы валют) - на 9%, до 15,4 млрд руб. 18 Скорректированный показатель EBITDA компании составил 29,1 млрд руб., что на 11% выше показателя 2016 года. Из отчётности «Mail.ru Group» следует, что общая выручка компании за 2017 год по сравнению с 2016 годом выросла на 34,4% - до 57,5 млрд руб., чистый доход - на 22,6% (до 14,2 млрд руб.), показатель EBITDA - на 14,7% (20,5 млрд руб.). В 2016 году рост выручки «Mail.ru Group» к предыдущему году составил 14,8% - до 42,75 млрд руб.
Издателям российских печатных СМИ столь высокие финансовые показатели в настоящее время даже и не снятся...
Инвестиции в российские печатные СМИ, количество и объёмы сделок на рынке M&A (медийных активов) России год от года сокращаются. Крупнейшей сделкой в 2017 году на этом рынке стал переход контроля над медиахолдингом «РБК» от ГК «Онэксим» М.Д. Прохорова к ГК «ЕСН» Г.В. Березкина. Согласно уставным документам «ЕСН», основным направлением деятельности этой группы компаний является привлечение капитала в масштабные инвестиционные проекты и антикризисное стратегическое управление крупными предприятиями. При этом за 10 последних лет «ЕСН» создала внушительную медийную империю – холдинг «Медиа Партнер», продолжающий и далее консолидировать медийные активы.
М.Д. Прохоров и Г.В. Березкин входят в список 200 богатейших бизнесменов России. В 2017 году журнал «Forbes» оценивал их состояние в $8,9 млрд и $700 млн соответственно. В ГК «ЕСН» Г.В. Березкина помимо медиаактивов входят два нефтеналивных терминала, половина акций энерготрейдера «Русэнергосбыт» и контрольный пакет акций «Русэнергоресурса». Недавно на рынке появилась информация о намерении Г.В. Берёзкина объединить «РБК», «Metro» и ИД «Комсомольская правда». Генеральный директор и главный редактор ИД «Комсомольская правда» В.Н. Сунгоркин данную идею поддерживает. По его словам, «сейчас помимо газеты «Комсомольская правда» и радио «КП» в издательский дом «КП» входят «Телепрограмма», «Экспресс-газета», бесплатная газета «Ва- Банкъ», а также сайты указанных СМИ. Все эти активы управляются одним финансовым директором, одним бухгалтером и одним менеджментом».
По сведениям газеты «Ведомости», медиабизнес Г.В. Березкина находится в управлении «Балтийской медиа группы», которая ассоциируется многими аналитиками с интересами Ю.В. Ковальчука и подконтрольным ему ЗАО «Национальная медиа группа» (НМГ) – крупнейшим частным медиахолдингом России.
Оказавшись в непростой ситуации, издатели печатных СМИ ныне активизировали работу по привлечению ресурсов. Прежде всего, в области продажи интернет-рекламы.
Так, в июле 2017 года по инициативе Союза издателей ГИПП было создано агентство «Рекламный альянс издателей» (РАИ). Его учредили издательские дома «Аргументы и факты» (Aif.ru), «Бурда» (Burdastyle.ru, Lisa.ru, RBTH.ru, Verena.ru), «Вечерняя Москва» (vm.ru), «Российская газета» (Rg.ru) и «Собеседник» (sobesednik.ru). Они 24 договорились, что будут выставлять на продажу остаточный трафик своих интернет-площадок, не реализованный в ходе собственных сделок, а РАИ – консолидировать его и продавать по модели программируемых закупок (programmatic buying). Размер и качество аудитории участников «РАИ» потенциально обеспечивают Альянсу место в первой тройке новостных ресурсов Рунета, так как совокупная аудитория их интернет-площадок превышает 20 млн человек, а доступные ресурсы – 250 млн показов в месяц. Плюс имеется большая база роста за счёт присоединения к проекту новых издательских домов. Переговоры ведутся с издательскими домами «Independent Media», «Комсомольская правда», «Теленеделя», «За рулём», «Мой район», «ASMG», «Московский комсомолец», «Футбол» и рядом других. Учредители и участники «РАИ» рассчитывают, что Альянс поможет им решить ключевые проблемы рынка интернет-рекламы: рост доли мошеннического трафика, отсутствие контроля над каналами размещения, дефицит премиум-инвентаря, давление со стороны транснациональных и отечественных IT-гигантов. Прибыль новой компании распределяется между учредителями пропорционально рекламному трафику, реализованному Альянсом в рамках проекта на каждой из площадок. Ожидания учредителей «РАИ» небеспочвенны.
С аналогичными целями по инициативе нескольких крупных федеральных и региональных издателей (7days.ru, eva.ru, altapress.ru, proufu.ru, moe-online.ru, orsk.ru, dk.ru и др.) в конце 2016 года была создана Ассоциация владельцев интернет ресурсов ОРИОН. Ассоциация занимается запуском консолидированных продаж федерального и регионального трафика по технологии programmatic совместно с объединенной службой продаж в городе Москва (сейлзхаус ОРИОН Sales). По состоянию на конец 2017 года в Ассоциацию входили около 70 региональных и федеральных онлайн-ресурсов, и ещё почти 30 работали по партнерскому договору. Размер совокупного ежемесячного трафика составляет 370 млн. показов.
Безусловно, интернет сервисы в сегменте частных объявлений сегодня лидируют и быстро вытесняют прессу с этого рынка. Уходят не только отдельные издания, но и некогда могущественные медиахолдинги.
В частности, 22 ноября 2017 года совет директоров ООО «Пронто Медиа холдинг», капитализация которого в 2006 году составила рекордные для отечественного рынка печатных СМИ $840 млн, принял решение о закрытии в России последних своих активов – сайтов «irr.ru» и «job.ru».
Бывший президент «Samsung Mobile» в России Аркадий Граф и совладелец рекламного оператора «Maer Group» Константин Майор в начале 2017 года вложили $1,5 млн в медиаплатформу «Choiz», позволяющую пользователям получать индивидуальную подборку новостей из СМИ и социальных сетей. Через три месяца после запуска аудитория сайта достигла 500 тыс. пользователей. Сейчас он доступен на трех языках: русском, украинском и английском, причём украинская аудитория составляет 38%.После блокировки на Украине сервисов «Яндекса» и «Mail.Ru Group» (включая соцсети «Одноклассники» и «ВКонтакте») на привлечении украинской аудитории также сосредоточилась компания «Rambler & Co», запустившая в конце мая 2017 года информационный портал «Rambler.ua».
Холдинг «Е-генератор» (владеет новостным агрегатором «СМИ2», соцсетью «МирТесен», информагентством «Евразия Дэйли» и др. с 29 суммарной месячной аудиторией проектов в более чем 30 млн человек) инвестировал 20 млн руб. в сервис «LabelUp». Основная специализация – организация рекламных кампаний через блогеров за счет их коллаборации с рекламодателями. В системе зарегистрировано 30 тыс. блогерских аккаунтов.
Принадлежащая «Sports.ru» компания «Tribuna Digital», управляющая несколькими десятками мобильных спортивных приложений на английском, испанском, итальянском, французском и немецком языках, и имеющая совокупную аудиторию более 2,7 млн уникальных пользователей в месяц, привлекла в 2017 году $3 млн инвестиций у фонда «Impulse VC», сообщила газета «Ведомости».
По данным той же газеты, в рамках снижения зависимости от уровня рекламных доходов «Газпром-медиа холдинг» в 2017 году принял решение заняться инвестициями в стартапы, для чего внутри дочерней компании «Газпром-медиа технологии» было создано подразделение «Gazprom Media Partners». Инвестиции в новые компании осуществляются по так называемой модели «media for equity», т.е. «Газпром-медиа холдинг» получает долю в компании в обмен на размещение рекламы на своих площадках. В течение ближайших пяти лет планируется провести до 20 таких сделок. Первым стартапом, в который инвестировала компания «Газпром-медиа технологии», стал сервис по доставке еды «Instamart».
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Опубликованы выдержки из второй главы. Полностью с отчетом можно ознакомиться на сайте Роспечати.