Продажи прессы сокращаются
Ситуация с распространением печатных изданий весьма удручающая и напоминает «замкнутый круг». С одной стороны, падение читательского интереса приводит к сокращению продаж, как в розницу, так и по подписке. С другой стороны, уменьшение числа точек продаж прессы и удорожание стоимости доставки делают печатные издания малодоступными для читателей, желающих их приобретать. По мнению авторов, опубликованного Федеральным агентством по печати отраслевого доклада "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития" (глава 5. Распространение печатной прессы), без комплексной государственной поддержки печатных СМИ изменить эту ситуацию в лучшую сторону невозможно.
По состоянию на 31 декабря 2017 года в Едином общероссийском реестре средств массовой информации содержались сведения о 52 593 зарегистрированных периодических печатных изданиях. В том числе, о 28 505 журналах, 20 315 газетах, 1 282 бюллетенях, 1 615 сборниках, 842 альманахах, 7 каталогах и 24 справочниках. Из них 34 817 изданий распространяются на всей территории Российской Федерации, а 17 024 – на территории одного или нескольких её субъектов. При этом с 1 января по 31 декабря 2017 года было вновь зарегистрировано 1 347 периодических печатных изданий, а прекратило свою деятельность – 1 114 изданий.
Вместе с тем рынок печатной прессы столкнулся с целым рядом новых глобальных трендов – преимущественно, негативных, поскольку роль печатных СМИ в современном мире кардинально изменилась, а их комфортное существование завершилось лет двадцать с лишним назад, когда пресса доминировала и на рекламном рынке, и шла вровень с телевидением по аудитории. Теперь ситуация совершенно иная – влияние газет и журналов падает, продажи тиражей и рекламы сокращаются, традиционные издательские бизнес-модели перестают работать, по крайней мере, с прежней эффективностью, а приток ресурсов для развития снизился до критически опасной черты. Вместе это привело к тому, что издательский бизнес стал малопредсказуемым, как с точки зрения конечного результата, так и прибылей. Особенно это проявляется в сфере распространения печатной периодики в розницу и по подписке.
Со всей очевидностью системные недостатки российского рынка дистрибуции прессы проявились в 2017 году, что связано с прекращением деятельности большого количества крупных дистрибуторских структур, неустойчивым положением на рынке многих из тех, кто остался. Организация продаж прессы в сетевом ритейле и в отделениях почтовой связи также далека от идеала. В итоге, образовалась большая задолженность распространителей печати перед её издателями за уже проданную продукцию, так как большие суммы денег за проданные тиражи, так сказать, проделывают долгий путь к издателю, порождая регулярные сбои по всей системе платежей на рынке печатных СМИ.
Правовые механизмы для решения данной проблемы в принципе есть, но сам по себе этот вопрос непростой, да и эти механизмы несовершенны. Кроме того, издатели не спешат воспользоваться ими должным образам - с привлечением судебных и правоохранительных органов. Между тем, во многом это внутренняя проблема участников рынка печатных СМИ и решить её без объединения всех заинтересованных игроков с целью выработки общепринятых правил поведения попросту невозможно. Что является одной из главных задач вновь созданной в марте 2018 года объединённой отраслевой общественной структуры – Союза предприятий печатной индустрии (СППИ). Как показала практика, прежняя система взаимодействия отраслевых организаций печати справиться с данной проблемой не смогла. Что, кстати, и стало основной причиной прекращения самостоятельного существования Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), хотя она и проводила немалую работу по консолидации рынка.
Рынок распространения периодической прессы не только тесно связан с издательским бизнесом, но прямо зависит от него. Впрочем, как и наоборот. Поэтому все глобальные тренды, действующие в настоящее время на рынке печатных СМИ, так или иначе, имеют отношение и к сегменту дистрибуции.
Причём ключевым трендом на рынке распространения прессы стала концентрация бизнеса, проще говоря, его постепенная монополизация, ведущая к уменьшению количества оптовых и розничных компаний-дистрибуторов, а также снижению (упорядочению) конкуренции.
Оптовым распространением печатной продукции в России сегодня профессионально занимаются около 80 компаний, в числе которых: четыре национальных дистрибьютора и восемь федеральных оптовиков. Но в 2005- 2007 годах, по данным Росреестра, таких компаний было более 100.
Аналогичный тренд прослеживается и на рынке распространения прессы в ФРГ, который по праву считается самым эффективным в Европе. Тем не менее, за последние годы этот рынок тоже существенно сократился. На фоне падения продаж и доходов в оптовых компаниях усилился процесс слияний и поглощений. Если в 60-е годы прошлого века в ФРГ было 600 оптовиков, в 2000 году – 91, а в 2008 году – 73, то сегодня их осталось 48. Как правило, это вынужденная мера, поскольку укрупнение компаний по распространению прессы сокращает расходы на логистику. В общем, дистрибуторы периодической печати во всем мире активно ищут новые пути развития, ниши и форматы торговли. Один из них – павильоны с товарами импульсного спроса, где пресса является очень важной, но лишь одной из товарных групп.
Всё острее становится и ситуация и с продажами прессы в сетях ритейла (FMCG), где её в последнее время стали относить к группе неперспективных товаров.
Соответственно, торговое оборудование с прессой размещают в местах с низкой проходимостью при одновременном сокращении количество наименований изданий в ассортиментных матрицах. Во всем мире также наблюдается сокращение специализированных точек продаж периодической печати в розницу. В основном, потому, что их 88 эксплуатация становится либо очень малорентабельной, либо вообще убыточной, а цифровая дистрибуция прессы по мере её цифровой трансформации, наоборот, набирает силу. Правда, в финансовом плане такая дистрибуция пока даёт немного.
Розничные продажи печатных СМИ в России за 2017 год по сравнению с 2016 годом сократились в денежном выражении на 4-5%, а в экземплярах – на 10%. Падение подписных тиражей за то же время составило 11%. Объём рекламных доходов в прессе за 2017 год по оценке АКАР составил 20,5 млрд руб., что на 8% меньше, чем 2016 году.
Одной из главных причин сокращения розничных продаж печатной периодики является разрушение инфраструктуры распространения газет, журналов и книг: не первый год в стране уменьшается количество киосков прессы и книжных магазинов. Сокращение инфраструктуры происходит как по экономическим (падение потребительского спроса), так и по административным причинам.
Количество специализированных объектов по продаже печатных СМИ (киоски, павильоны, магазины прессы) в России сегодня составляет порядка 19 тыс. объектов. Правда, растёт число неспециализированных точек по продаже прессы (сегмент сетей FMCG уже насчитывает 16,7 тыс. точек). Но этот рост отстает от темпов закрытия специализированных объектов, которые остаются основным форматом распространения периодики. Именно в киосках и павильонах прессы представлен максимально широкий ассортимент печатной продукции, находящейся в шаговой доступности, который может составлять до 1000-1500 наименований (в ассортименте сетей FMCG их обычно не бывает более 500 наименований, а в других форматах - магазин у дома, лотки и пр.– не более 100-120 позиций).
Россия и раньше отставала по обеспеченности объектами прессы от развитых стран мира, но теперь разрыв увеличился. В большинстве стран Европы на один специализированный объект по торговле прессой в среднем приходится от 700 до 2000 человек, а в России - более 4-х тыс. человек, а на 1 специализированный объект - 8750 человек.
В 2017 году было зафиксировано сокращение количества киосков почти во всех субъектах Российской Федерации.
Челябинская область, занявшая 2 место по итогам 2016 года, опустилась в рейтинге за 2017 год на 5 место, а Калининградская область сохранила за собой 1-е место. Кроме них, в десятку лучших российских регионов по обеспеченности киосками прессы вошли Республика Алтай, Республика Бурятия, Воронежская, Архангельская, Липецкая, Тульская, 91 Пензенская области и Хабаровский край. Санкт-Петербург оказался на 11 месте, а Москва – на 16-м. Среди регионов, относящихся к северным территориям, лучший результат у Ненецкого автономного округа (39 место).
Наихудшая ситуация по обеспеченности такими торговыми объектами наблюдается в Республике Чечня, Республике Дагестан, Курганской области, Еврейской автономной области, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Татарстан, Брянской области, Тамбовской области и Республике Адыгея.
В 1-м полугодии 2017 года в 8 субъектах Российской Федерации падение подписных тиражей на печатную прессу превысило 30%, а в 40 регионах диапазон падения составил 10-30%. Если сравнивать с 2016 годом, то за 2017 год подписной тираж российской периодики сократился на 11% в 1-м полугодии и на 9,9% – во 2-м.
Как уже не раз отмечалось в докладах Роспечати о развитии рынка печатных СМИ в стране, падение подписки кардинально ускорилась после отмены в середине 2014 года ежегодной государственной субсидии ФГУП «Почта России» на поддержание низких тарифов на «последнюю милю», т.е. на доставку подписных изданий от почтовых отделений до подписчика. С тех пор тарифы стремительно выросли, а население страны столь же стремительно стало отказываться от подписки. Нынешний объём российского рынка подписки составляет примерно 45% к уровню 2014 года, поэтому возврат государственного субсидирования подписки на прессу населением является одной из приоритетных индустриальных задач. Тем более, что в мире это практика весьма широко распространена. Самые неутешительные результаты подписки во 2-м полугодии 2017 года были получены в Москве (11 подписок на 1000 жителей), Республике 95 Ингушетия (21 подписка), Республика Тыва, Камчатский край и СанктПетербург (по 24 подписки).
Анализ результатов подписных компаний 2017 года показывает, что рост подписных тиражей, а также сдерживание их падения в регионах России происходит исключительно вследствие политики местных администраций и реализации ими комплекса мер по поддержке печатных СМИ.
Индустрия печатных СМИ, как и индустрия печати в целом, сегодня остро нуждаются в поддержке государства. Причём в мире для этих целей применяется широкий спектр инициатив, направленных на содействие развитию печатной периодики: льготное налогообложение, пониженные арендные ставки, госзаказы на размещение социальной рекламы, дотации на подписку и т.д. Об этом речь пойдёт ниже. В России всё это тоже следовало бы объединить в рамках единой программы поддержки печатных СМИ, книгоиздания и чтения.
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Опубликованы выдержки из пятой главы. Полностью с отчетом можно ознакомиться на сайте Роспечати.