Законодательство принципиально не изменилось
По мнению экспертов Роспечати, "законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность рынка печатных СМИ, в 2017 году принципиально не изменилось, хотя корректировка отдельных правовых норм, разумеется, имела место, порой – значительная". В главе отраслевого доклада Роспечати, посвященной правовому регулированию печатного рынка СМИ и законодательным новациям, можно ознакомиться с этими "корректировками" и внесенными ими изменениями в деятельность российских СМИ.
Так, согласно Федеральному закону от 29.07.2017 № 239-ФЗ в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О СМИ» было внесено ряд изменений, вступивших в силу с 1 января 2018 года. В массе своей они касаются порядка регистрации средств массовой информации, уточняют понятия «Регистрирующий орган», «Государственная пошлина» и некоторые другие. Теперь у заявителей появилась возможность подачи документов для регистрации СМИ в электронной форме, подписанных квалифицированной электронной подписью. Направить такую заявку в Роскомнадзор можно через Единый портал государственных услуг. Срок регистрации увеличился с одного месяца до 30 рабочих дней, а свидетельство о регистрации СМИ заменено выпиской из реестра средств массовой информации, которая выдаётся в течение 5 рабочих дней лично заявителю, либо направляться ему по почте. При этом сведения о регистрации СМИ включаются в реестр в день принятия соответствующего решения. Редакция СМИ вправе осуществлять свою профессиональную деятельность только после регистрации средства массовой информации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных Законом «О СМИ».
В статье 11 этого Закона термин «перерегистрация» заменён на термин «внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации». В течение месяца со дня изменения места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации, принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении его деятельности учредитель обязан уведомить об этом регистрирующий орган. Уведомление направляется в Роскомнадзор в течение 30 дней со дня возникновения основания. Его можно вручить лично, направить заказным отправлением с уведомлением о вручении, либо с помощью Портала государственных услуг, подписав квалифицированной электронной подписью.
Изменения в запись о регистрации СМИ вносятся в том же порядке, что и его регистрация. Не допускается внесение изменений в запись о регистрации СМИ, если ранее в эту запись были внесены сведения о приостановлении или прекращении его деятельности. Изменения в порядке указания выходных данных коснулись газет и сетевых изданий. Для газет Закон «О СМИ» исключил обязанность публиковать в выходных данных время подписания в печать (установленное по графику и фактическое). Теперь они должны содержать: наименование (название) издания; учредитель (соучредители); ФИО главного редактора; 140 порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет; индекс (для изданий, распространяемых предприятиями связи по подписке); тираж; цена или пометка «Свободная цена» / «Бесплатно». А ещё адрес редакции, издателя, типографии, знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, регистрационный номер и зарегистрировавший издание орган.
Сетевые издания в выходных данных должны указывать: наименование (название) издания, учредителя (соучредителей), ФИО главного редактора, адрес электронной почты и номер телефона редакции, знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 436-ФЗ, регистрационный номер и зарегистрировавший издание орган.
Изменился и размер государственной пошлины за регистрацию СМИ (изменения были внесены Федеральным законом от 29.07.2017 № 253-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации). Госпошлина за регистрацию СМИ, продукция которого предназначена для распространения на всей территории Российской Федерации, за её пределами или на территории двух и более субъектов Российской Федерации, внесение изменений в запись о регистрации такого СМИ (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) составляет 8 000 руб. За те же действия в отношении региональных и муниципальных СМИ – 4 000 руб.
Выдача разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации стоит 8 000 руб. Основания для отказа в выдаче такого разрешения содержатся в статье 54 Закона «О СМИ». При этом за регистрацию СМИ рекламного или эротического характера, внесение изменений в запись о регистрации таких СМИ (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) государственная пошлина существенно увеличивается в разы – до 40 000 и 80 000 руб. соответственно. Тогда как регистрация СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения, наоборот, будет стоить заявителю в 5 раз дешевле базовой ставки в 8 000 руб. Появились и дополнительные ограничения для учредителя/главного редактора СМИ (ст. 7 и 19 Закона «О СМИ»). Ими не могут быть граждане: отбывающие наказание в местах лишения свободы; имеющие судимость за совершение преступлений с использованием СМИ; информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»; за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности; не достигшие 18 лет; признанные судом недееспособными.
Также уточнен порядок прекращения деятельности СМИ в судебном порядке в случаях реорганизации или ликвидации юридического лица - учредителя СМИ и смерти физического лица - учредителя СМИ. А в статье 16 Закона «О СМИ» появилось понятие «предупреждение» - акт Роскомнадзора, издаваемый в целях профилактики нарушений законодательства о средствах массовой информации, и указывающий на недопустимость таковых.
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», с 1 января 2018 года печатные СМИ в течение 7 дней после выхода тиража должны предоставлять электронные макеты своих изданий в филиал ТАСС «Российская книжная палата» и в Российскую государственную библиотеку. Разместить макеты онлайн можно на специализированном портале. Там же после регистрации уполномоченный сотрудник СМИ может завести личный кабинет издания, а головная организация – оформить филиалы в качестве дочерних аккаунтов. Сайт также имеет функцию создания шаблонов, благодаря которой не нужно каждый раз вводить все данные.
На заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по делам несовершеннолетних и защите их прав, состоявшемся в декабре 2017 года, заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.К. Волин заявил, что Минкомсвязи России в 2018 году рассмотрит вопрос об отмене некоторых возрастных маркировок контента СМИ. Если «маркировка 18+ работает идеально и правильно, то с маркировками 6+, 12+ и 16+ есть проблемы», и «в жизни я ещё не встречал ни одного юриста или специалиста, которые могли бы на пальцах доходчиво объяснить, в чём разница между маркировками 6+, 12+ и 16+», подчеркнул он. В Союзе журналистов России (СЖР) эту идею в целом одобряют, но вопрос о единственной маркировке 18+ предлагают обсудить дополнительно.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2010 № 436-ФЗ. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вся информационная продукция должна иметь соответствующую возрастную маркировку: 0+, 6+, 12+, 16+, а также 18+, под которую подпадает информация, запрещенная к распространению среди детей.
Особое внимание российское государство в настоящее время уделяет вопросам кибербезопасности граждан и организаций при использовании информационных технологий, интернета и мобильных коммуникаций. К примеру, 9 мая 2017 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», а 26 июня 2017 года – он подписал Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» № 187-ФЗ.
В обоих документах поставлена задача развития отечественных технологий в области цифровой экономики и IT-индустрии, безопасности взаимодействия в сети, защиты данных в ней и надёжной работы самой инфраструктуры в любой ситуации. Впервые дается законодательное определение понятия «цифровая экономика», говорится о медиаграмотности населения, насыщенности окружающего нас мира информацией, о том, как будет меняться рынок информации и куда пойдут СМИ. Из них следует, что информационная инфраструктура страны – это совокупность 143 информационных технологий, каналов, хранилищ данных, других методов и средств, обеспечивающих информационную деятельность.
«Количество СМИ и других источников информации сегодня очень велико. Это и есть информационное общество - отмечает председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» А.Г. Быстрицкий – но чем больше источников информации становится доступными человеку, тем больше проявляется диффузия в обществе. Выясняется, что у каждого своя информация, люди читают тех, кто им симпатичен. Так возникают замкнутые сообщества, которые питаются небольшими порциями информации. Мы считаем, что всё знаем, однако на самом деле наши знания очень ограниченны и общество остро нуждается в дальнейшем развитии знания. Таков вызов дня, и не регулировать на него нельзя. Должны появиться медиа, олицетворяющие общую платформу знаний. В связи с этим многие уже говорят о журналистском ренессансе, когда профессиональные общественно-политические СМИ станут агрегаторами информации из соцсетей, блогов, мессенджеров, будут перерабатывать её в разных формах и выдавать в виде продукции, 145 существенной для общества. Тогда иерархия потребления новостей восстановиться, в противном случае общество распадётся», предупреждает эксперт.
Одна из главных задач Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы - не допустить такого развития событий. Федеральный закон от 22.02.2017 № 18-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ввёл в КоАП новую статью 13.34. В соответствии с ней, на интернетпровайдеров, не исполняющих предписания о блокировке сайтов с запрещенной информацией, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, налагается штраф в размере до 100 тыс. руб., а на должностных лиц - штраф в размере от 3-х до 5-ти тыс. руб.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 29.07.2017 № 276-Ф с 1 ноября прошлого года ввёл запрет для операторов поисковых систем и VPN-сервисов (анонимайзеров) выдавать ссылки на заблокированные ресурсы на территории Российской Федерации. Для исполнения этого запрета операторам поисковых систем был предоставлен доступ к реестру запрещенных сайтов Роскомнадзора.
Кроме того, согласно Федеральному закону от 07.02.2017 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Роскомнадзор с 1 июля 2017 года получил право инициировать дела об административных правонарушениях в сфере сохранности персональных данных, вместо правоохранительных органов. За их нарушение компаниям по решению суда грозит административное предупреждение или штраф в сумме от 6 000 до 75 000 тыс. руб. в зависимости от того, какие требования не были соблюдены.
С июля 2017 года Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций закрыла специальный реестр интернет-ресурсов (сайтов, блогов и пр.) с аудиторией свыше 3000 пользователей в сутки, которые до этого были обязаны регистрироваться в Роскомнадзоре на правах СМИ.
Таким образом, фактически перестал действовать так называемый «Закон о блогерах» - Федеральный закон от 05.09.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием телекоммуникационных сетей». Как утверждают специалисты, - один из самых бесполезных элементов в модели ограничений свободы интернета, созданной государством. Правда, на то, чтобы придти к такому решению, было потрачено три года.
Кстати, правительство Великобритании в 2017 году тоже всерьёз озаботилось защитой персональных данных граждан и обменом данными со странами ЕС после выхода королевства из Евросоюза. По оценкам Министерства цифровых технологий этой страны, общий объем цифровой экономики ЕС в 2015 году составил $272 млрд, причём большая часть данного сектора приходится на Великобританию, являющуюся одним из мировых лидеров в сфере защиты персональных данных. В то же время власти королевства добиваются существенного ужесточения регулирования интернет площадок, стремясь очистить их от экстремистов.
Федеральный закон от 25.11.2017 № 327-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в статью 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона) определил статус «СМИ - иностранного агента» в Российской Федерации. А 29 ноября 2017 года, председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания 147 Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и А.А. Клишас вместе с председателем комитета Госдумы Российской Федерации по государственному строительству и законодательству П.В. Крашенинниковым внесли в Госдуму России проект поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий штрафы в размере до 5 млн руб. за нарушение законодательства о СМИ-иноагентах.
В качестве возможных дополнительных мер государственной поддержки индустрии печатных СМИ, которые ныне находятся в процессе рассмотрения, можно выделить недавнее решение Правительства Российской Федерации одобрить законопроект, снимающий запрет на рекламу вина и шампанского из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Следует также отметить законопроект, подготовленный в Минпромторге России, о внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38- ФЗ, разрешающий рекламу вейпов (электронных сигарет) в местах их продажи, в газетах, журналах и интернете на тех же условиях, что и реклама биологически активных добавок (БАД) к пище.
В Минкомсвязи России также считают необходимым ввести пониженную ставку НДС для средств массовой информации и добиться отмены экологического сбора на издателей печатных СМИ, как неоправданного и излишнего, запретов на рекламу табака, алкоголя и медицинских препаратов. Реального продвижения в этом напрвлении, однако, не отмечено.
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Опубликованы выдержки из девятой главы. Полностью с отчетом можно ознакомиться на сайте Роспечати.